Вообще Международная ассоциация воздушного транспорта позиционирует себя вне политики. По словам Уолша, возможность возобновления полетов через российское воздушное пространство - важная цель для авиационной отрасли, учитывая нынешнюю перегруженность и проблемы конкуренции.
Западные авиакомпании терпят жесточайшие убытки от того, что им приходится летать в облет выгоднейших маршрутов через территорию России. В конце февраля в качестве ответной меры на запрет европейских государств на выполнение полетов гражданских самолетов из России Росавиация ввела ограничение на выполнение полетов авиаперевозчиков 36 государств.
Чем привлекательны транссибирские, кроссполярные и трансазиатские маршруты? Раньше европейские перевозчики, например, летали из Парижа, Лондона, Копенгагена, Стокгольма, Хельсинки в Токио через Северный Полюс, делали посадку в Анкоридже (США) и затем летели над Тихим океаном. Но полет над океанами всегда сложнее и опаснее, чем над сушей. Почему?
Современные самолеты в основном имеют два двигателя. А по стандартам ICAO на маршруте нужно обязательно иметь запасные аэродромы в пределах досягаемости 2,5 часа полета. Это на случай отказа одного из двигателей. Кроме того, такой перелет увеличивает время в пути на 4-6 часов, со всеми вытекающими последствиями. Это огромный расход топлива, проблемы с парком и летным составом.
Открытие транссибирского, трансполярного и трансазиатского маршрутов через территорию СССР в свое время было "жестом доброй воли" президента Михаила Горбачева. В 1990 году я, как начальник Главного управления воздушным движением Министерства гражданской авиации СССР, по поручению правительства СССР подписал соглашение с США об организации полетов из аэропортов Северной Америки через Северный Ледовитый океан, территорию СССР в Юго-Восточную Азию и обратно. Это соглашение положило начало полетам по новым кроссполярным маршрутам.
Это был огромный шаг в области международных воздушных сообщений. Для этого Россия организовала Магаданский океанический центр, используя современнейшие спутниковые технологии управления воздушным движением. В газетах тогда писали: "Если Россия откроет воздушное пространство - мир будет летать по-новому!".
Тот же транссибирский маршрут - кратчайший авиационный путь из Западной Европы в Японию и Юго-Восточную Азию. И летали по нему западные авиакомпании вплоть до последнего. Это были для них настоящие "медовые годы", несмотря на систему компенсационных платежей за пролет над Сибирью, которые они выплачивали "Аэрофлоту".
Теперь же европейские авиакомпании при полете в Японию вынуждены облетать Россию через Казахстан и Монголию. А это плюс несколько часов. А некоторые авиакомпании даже отказались от рейсов в Гонконг, в том числе объяснив это закрытым воздушным пространством России.
Finnair когда-то одной из первых получила разрешение на полеты по транссибирскому маршруту. А сейчас едва ли не на стадии банкротства: по оценке ее собственных специалистов, облет России увеличил длительность рейсов в Азию на 15-40%. Экономика рушится.
Вообще лишний раз убеждаюсь: когда политики в ЕС и США тыкают "медведя" палкой, они забывают о том, что есть тысячи способов поднять медведя из берлоги, но очень трудно уложить его туда обратно.