Итак, планируется, что в 2023 году доходы федеральной казны составят 26,13 трлн рублей, а расходы - 29,056 трлн рублей. Дефицит, таким образом, составит почти три триллиона рублей, это 2% ВВП. Доходы бюджета в 2024 году в законе запланированы в 27,24 трлн рублей, расходы - 29,43 трлн рублей (дефицит - 1,4% ВВП). В 2025 году доходы бюджета планируются в 27,98 трлн рублей, расходы - 29,24 трлн рублей (дефицит - 0,7% ВВП).
Основным источником покрытия дефицита бюджета, как не раз уже говорили в минфине, должны стать государственные заимствования - через размещения облигаций федерального займа (ОФЗ). В самом по себе дефиците бюджета такой величины экономически страшного ничего нет: его несложно покрыть займами плюс могут незапланированно вырасти нефтегазовые доходы. Гораздо важнее, что минфин запланировал постепенное сокращение дефицита.
Бюджет сверстан исходя из заметного снижения инфляции в будущем. Банк России рассчитывает, что в этом году она составит 12-13%, но уже в 2023 году сильно опустится. В бюджете планируется, что годовой рост потребительских цен в следующем году будет уже только 5,5%, а в 2024 и 2025 годах выйдет на цель ЦБ - по 4% в год.
Министр финансов Антон Силуанов признавался, что этот бюджет стал самым сложным в его профессиональной карьере. Это логично. "Санкции, развитие мировой экономики практически невозможно спрогнозировать. Задача при подготовке бюджета в таких условиях - предусмотреть его гибкость и одновременно надежность", - указывал председатель Госдумы Вячеслав Володин.
"Основная задача в том, чтобы все те планы, которые мы заложили и в федеральный бюджет, и в бюджеты субъектов РФ, были реализованы. Сейчас самое главное - обеспечить запас прочности для субъектов с тем, чтобы все те обязательства, которые были приняты в текущем году, в первую очередь социального характера, были обеспечены ресурсами", - подчеркивал министр. По словам Силуанова, здесь речь идет в том числе и о повышении МРОТ, и о повышении прожиточного минимума, и о запуске в 2023 году ежемесячного пособия для семей с детьми.
При рассмотрении бюджета в Госдуме внутри него было перераспределено 1,5 трлн рублей. "В результате нам удалось гарантировать исполнение всех социальных обязательств перед гражданами: более трети бюджета в 2023 году будет направлено на социальные расходы, а в консолидированном бюджете на 2023 год социальные расходы составят более половины. Обеспечена поддержка военнослужащих, участвующих в специальной военной операции, и их семей. Найдены дополнительные средства на развитие села, региональной дорожной и транспортной инфраструктуры, ключевых отраслей экономики", - отмечал Володин.
Если в бюджет будут поступать дополнительные доходы, Госдума рекомендовала правительству профинансировать социально значимые направления: капитальные вложения в объекты здравоохранения, коммунальной инфраструктуры, социальные объекты в регионах. "Также в числе приоритетов - комплексное развитие сельских территорий, поддержка создания русских театров", - говорил Володин.
В ходе работы над бюджетом также были найдены деньги, чтобы обеспечить финансирование региональных проектов по развитию городского наземного электрического транспорта, строительству и ремонту автомобильных дорог регионального и местного значения, по модернизации коммунальной инфраструктуры и переселению российских граждан из аварийного жилищного фонда.
Приостановленное в 2022 году бюджетное правило, которое минфин использовал для снижения зависимости бюджета от цен на нефть и формирования резервов, снова вернулось, но в измененном виде (оно описано в отдельном законе). В правиле больше не будет специальной "цены отсечения" для нефти и накоплений в недружественных валютах.
Последняя версия бюджетного правила фиксировала цену на нефть российской марки Urals на уровне 40 долларов за баррель с индексацией на 2% каждый год. Все нефтегазовые доходы сверх этой цены направлялись в резервы через покупку иностранной валюты (в подавляющем большинстве это были доллары и евро), а остальные нефтегазовые доходы тратились на текущие расходы бюджета.
Как отмечал Силуанов, цены отсечения не будет. Де-факто ее роль перешла к уровню объема нефтегазовых доходов в 8 трлн рублей в год. Они пойдут на финансирование текущих расходов бюджета. Все, что выше, пойдет уже в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Это также одно из важнейших бюджетных новшеств, говорит директор группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов.
По его словам, важная особенность бюджета на следующие три года и в том, что суммарные расходы на обеспечение деятельности государства, оборону и безопасность в структуре расходов будут занимать около 40% федеральных расходов, на 5-8 процентных пунктов больше (в зависимости от года), чем это было, например, в 2021 году.