IQB раз в пять лет изучает успеваемость учеников четвертого класса в различных федеральных землях и выявляет общие тенденции. Первые два исследования проводились в 2011 и 2016 годах, и уже тогда наметился спад в академических успехах немцев, однако после пандемии показатели обвалились до тревожной отметки. Выбрав случайным образом 1464 школы, исследователи предложили ученикам пройти тестирование. IQB выяснил, что знания 1 из 5 детей не отвечают минимальным требованиям по математике, в то время как правописание не дается примерно одной трети учеников.
Причины падения уровня образования эксперты отчасти видят в "изменении состава учащихся" в связи с увеличением доли иммигрантов, сидящих за партами с немцами. Они гораздо чаще коренных жителей отстают по различным предметам, в том числе когда дело доходит до изучения немецкого языка. По данным исследователей, близкие родственники более трети четвероклассников имеют опыт миграции - около 9 процентов таких школьников предпочитают разговаривать дома на родном языке, в то время как немецкий не в почете.
Не могут похвастаться успехами в учебе и дети из неблагополучных семей. К тому же система образования Германии страдает от острой нехватки квалифицированных кадров как в преподавательском составе, так и на руководящих должностях.