Предприниматели ПФО оценили возможности и риски маркетплейсов для малого и среднего бизнеса

Шестьдесят четыре процента предпринимателей увеличили свой оборот на российских маркетплейсах в 2022 году - утверждается в августовском отчете аналитической компании Data Insight, которая специализируется на исследованиях этого сегмента розничного рынка. Опрошенные нами представители малых и средних предприятий подтверждают рост продаж. Порой в несколько раз.

С чем сравнить маркетплейсы

- Сейчас производители из нашего сектора сконцентрировались на работе через маркетплейсы. Продажи идут нормально. Работать можно, - считает предприниматель из Кирова Антон Дранишников.

Его компания, созданная несколько лет назад, выпускает нетрадиционную для локального рынка продукцию из орехов. Поэтому уже с самого начала ориентировалась на поставки за пределы области, благо продукция достаточно нетребовательна к условиям хранения.

- Помните рынки 90-х, где бабушки семечками торговали, и вообще там чего только не было. Приходил один продавец, выставлял товар, через неделю другие замечали, что торговля идет хорошо, появлялся второй, третий, четвертый... Современный маркетплейс можно сравнить с таким рынком со всеми плюсами и минусами, включая взаимоотношениям с администрацией и коллегами, - рассказывает Роман Новокшонов, директор другой кировской компании, которая работает в том же сегменте, что и предприятие Антона Дранишникова.

Рост небольшой: раз в пять

Для многих предприятий маркетплейсы стали действенной альтернативой офлайновым продажам. Опрошенные нами предприниматели отмечают гораздо более комфортные условия взаимодействия с интернет-площадками. Кроме того, им удалось наладить оперативную систему доставки заказов.

- Мы можем отправлять продукцию с собственного склада, хотя для маркетплейсов предпочтительно, чтобы она заранее поставлялась к ним. Время доставки в Центральной России - менее недели. Конечно, если бы были большие продажи в Сибири и на Дальнем Востоке, мы бы задумались о том, чтобы использовать именно этот механизм, - рассказывает начальник отдела интернет-продаж мебельной компании Антон Малышев.

Его фирма в текущем году пошла на то, чтобы создать специальное подразделение. В этом нет ничего удивительного. Ведь продажи через этот канал выросли за год в пять раз.

Коллега Антона - Артем Васильев, руководитель отдела маркетинга ижевской компании, которая производит известное в России и за рубежом оборудование для заточки ножей, подтверждает тренд: маркетплейсы во второй половине года инвестировали серьезные средства в рост аудитории. Но есть второй фактор.

- В прошлом году мы только начинали работу. Пришлось освоить некоторые возможности этих площадок. Как составить карточку товара, чтобы получить более высокие позиции в поисковой выдаче, в каких акциях выгодно участвовать. Мы научились учитывать это, чтобы не наносить ущерб другим каналам продаж, - поясняет специалист из Удмуртии.

Маркетплейсы конкурируют не только с офлайн-продажами. Например фирма, которую представляет Артем Васильев, решила продвигать через сторонние интернет-площадки комплексные решения, тогда как на сайте компании можно тонко настроить заказ, а также дополнительно приобрести отдельные детали. Причина - возможность более тесного контакта с покупателями, помочь им не ошибиться в подборе и тем самым избежать негативных реакций.

Занимающийся производством урбеча (паста из семян или орехов, перетертая на каменных жерновах. - прим. ред.) Антон Дранишников отмечает, что наиболее лояльные к его бренду покупатели приходят по другим каналам, что стимулирует его не зацикливаться на использовании услуг маркетплейсов. В то же время Роман Новокшонов с коллегами по компании, оценив ситуацию, решили полностью сосредоточиться на этом канале продаж.

- Даже если забить в поиске название нашей компании, то непосредственно ссылка на наш сайт выдается третьей. Первые две строчки - ссылки на крупнейшие маркетплейсы. Поэтому мы решили перенаправлять посетителей нашего сайта именно туда, - рассказывает он.

От людей на площадке не спрятаться

Опрошенные представители малого и среднего бизнеса трезво оценивают свои возможности, хотя и позитивно относятся к перспективам роста маркетплейсов как каналов продаж. Чем ниже планка доступа в тот или иной сегмент рынка, тем жестче конкуренция. Если в секторе, где работает Артем Васильев, ситуация примерно такая же, как была и до "эры интернет-базаров", то Роман Новокшонов насчитал в своей товарной группе уже более 800 продавцов. По его мнению, реальные продажи приходятся на несколько крупнейших компаний.

- Прошло то время, когда отдельные люди делали бизнес, покупая товары в соседнем ТЦ и выставляя их на маркетплейсах. Это можно было делать за счет прозрачности этого типа рынка. Я, как и любой, могу посмотреть какой объем продаж проходит в месяц по нашим группам. Когда ниша емкая, туда заходят крупные компании, которым ничего не стоит запустить производство аналогов нашей пасты. Даже если они будут некоторое время нести по этой позиции какие-то убытки, им это все равно выгодно, - поясняет Роман Новокшонов.

При этом предприниматели не питают особых иллюзий. Чем крупней площадка, тем более жесткие условия она может ставить. Например, требовать участия в акциях, которые не всегда выгодны поставщикам продукции. А в текущем году также зафиксирован рост стоимости продвижения товаров по этому каналу продаж.

В завершение разговора один из собеседников пошутил: "Шел в бизнес, чтобы не работать на дядю? Радуйся, будешь работать на тетю".

Те, кто в теме, понимают, о ком идет речь.