Что представляют собой контракты? Как правило, финансирование поступает из бюджетов трех уровней - федерального, регионального и муниципального. Большая часть средств, конечно же, выделяет федеральная казна в рамках какой-то целевой программы, держателем субсидий становится министерство, по линии которого и проходят программы. Речь необязательно идет о минстрое.
При этом часто фактически работы выливаются едва ли не в капитальное строительство, но в программе речь идет о реконструкции, так как иначе получить финансирование крайне сложно. Для таких проектов заказчиком услуг назначают людей без профильного образования - руководителей организаций, в которых запланирован ремонт. На вопрос районным властям, с чем это связано, нам отвечают, что соцучреждения находятся в оперативном управлении у руководителей, следовательно, они и должны отвечать за свои объекты.
Классический пример такой ситуации - история в Арзгире, где директор школы N 1 Юлия Пронина стала заказчиком реконструкции образовательного учреждения стоимостью примерно 280 миллионов рублей. Подрядчик, после того как получил часть средств, из-за проблем с проектом покинул объект. Теперь в ситуации предстоит разбираться суду. Продолжение этой истории стоит ожидать в следующем году, когда 10 школ в Ставрополе закроют на реконструкцию. В каждой из них заказчиками услуг назначат их руководителей. В двух городских школах уже идет ремонт - работу там выполнили на 30-40 процентов.
При этом практика, когда объектами капитального строительства управляют технические заказчики, то есть профильные специалисты, есть, к примеру, в Ставрополе, хотя далеко не на каждом объекте.
Чиновники заявляют, что не бросят в беде тех, кого назначили ответственными за многомиллионные стройки, и напоминают о существовании Стройконтроля. Но это ведомство следит за соответствием работ проектно-сметной документации (ПСД) или смете. Если возникают какие-то отступления, что происходит часто, то это выходит за рамки компетенции Стройконтроля. Его сотрудники могут лишь что-то порекомендовать, но не несут никакой ответственности за то, какие решения в итоге примет заказчик.
А опытный подрядчик, который знает, как вести бумажную переписку с заказчиком согласно букве закона, когда сталкивается с какими-то отклонениями от ПСД, лишь в письменной форме информирует об этом другую сторону договора. Строители не хотят брать на себя ответственность за корректировку ПСД, так как правоохранители могут впоследствии найти в этом коррупционную составляющую. Тем не менее решение необходимо принять, и заказчик в лице директора социального учреждения мечется, не зная, как поступить.
К примеру, во время ремонта выясняется, что в здании кривые стены. В документах это не указано, лишь предусмотрена штукатурка, скажем, толщиной в 1,5-2 сантиметра. Подрядчик в письменной форме обращается к заказчику и сообщает о возможных негативных последствиях, если он и дальше будет следовать проекту. И вот тут директору школы, детского сада или любого другого подобного учреждения нужно взвесить все "за" и "против", то есть обладать знаниями, которых у него просто нет, да и быть не должно. И он остается один со своей проблемой.
Что касается ситуации в Арзгире, то сейчас Юлию Пронину сделали заказчиком реконструкции еще трех зданий на территории многострадальной школы. Сумма контракта составила 46,6 миллиона рублей. Согласно анализу, за восемь месяцев его выполнить удастся. Но вот денег на весь объем работ не хватит, так как по итогам торгов стоимость упала на 15 процентов - примерно до 39 миллионов рублей. К тому же сказывается положение дел на рынках труда и стройматериалов. Кроме того, во время ремонта могут возникнуть непредвиденные работы, связанные с конструктивом зданий.
В такой ситуации логично, к примеру, направить все силы на два здания, выполнить там ремонт и сдать их в эксплуатацию, а третью постройку оставить на потом. Но как принять взвешенное и обоснованное решение человеку без специальных знаний?
Возникает логичный вопрос: может ли руководитель учреждения отказаться от такой ответственности и не становиться заказчиком многомиллионного контракта? Фактически да, но я знаю только один такой пример. При этом директор школы в Ставрополе уволился вскоре после того, как ему предложили нести ответственность за ремонт. Хотя о реальных причинах увольнения мы можем только догадываться, однако, боюсь, что иначе отказаться от новых полномочий не получится.
В управлении капитальным строительством Ставрополя заявляют, что у них недостаточно средств, чтобы содержать специалистов и назначать их на каждый объект. Хотя власти пользуются услугами экспертной организации, которой исправно платят. Сторонние специалисты не несут никакой ответственности за принятые заказчиком технические решения, они могут только давать рекомендации.
Думаю, надо оптимизировать эту структуру, отказаться от услуг посредников и нанять больше профильных специалистов. Тогда каждый займется своим делом: учителя будут учить детей, строители - строить, а бюджет не понесет миллионных убытков.