К 100-летию российского джаза Игорь Бутман и образовательная платформа "Муза" запустили специальный проект, посвященный истории и практикам развития джазовой культуры в России и в мире.
Игорь Михайлович, какие проблемы сегодня есть в музыкальном образовании и существуют ли новые подходы к их решению?
Игорь Бутман: Наше академическое образование - очень хорошее. И с точки зрения классического обучения, конечно, серьезная база важнее новых подходов.
Но жизнь не стоит на месте, поэтому систему образования нужно не то что менять, а дорабатывать. Если говорить об истории обучения джазовой музыке в России, то большинство методик ранее были разработаны музыкантами, которые формально джазового образования не имели. Это были либо самоучки, либо студенты и выпускники консерватории.
Сейчас направление джаза есть в Санкт-Петербургском музыкальном училище им. Мусоргского, в Музыкальном училище им. Гнесиных в Москве, есть Академия джаза, которую я возглавляю. Но необходимы общие стандарты обучения. Важно объединить методы, которые разработаны за рубежом и в России.
Кроме того, считаю, что современные реалии требуют уже более профессионального подхода к обучению джазу с самого начала, с детского возраста, с музыкальной школы. Россия может быть законодателем моды не только в академической музыке, но и в музыке современной, популярной. Поэтому нужны учреждения, в которых будут обучать джазу музыкантов разных возрастов, и необходимы, соответственно, различные образовательные программы по этому направлению.
А джаз можно играть с детского возраста, с музыкальной школы?
Игорь Бутман: В Челябинской областной детской филармонии 10-летний мальчик очень прилично играет на саксофоне. В Архангельске есть способные дети, во Владивостоке, в Екатеринбурге. Есть замечательный детский оркестр в Ростове-на-Дону. Талантов много.
Другой вопрос - как открыть этот талант. И мало еще открыть, талантливым людям нужна подпитка, обратная связь, обучение. Они должны иметь доступ к разной информации и чувствовать себя востребованными.
Поэтому я приветствую все прогрессивные технологии, которые работают на повышение качества образования. И хорошо, когда к созданию онлайн-программ привлекаются признанные профессионалы. Но этих профессионалов невозможно направить в разные регионы - на Сахалин не налетаешься. Вот тут могут помочь онлайн-программы. И еще один важный плюс такого формата обучения - возможность получать обратную связь со всей страны за счет комментариев. Мы читаем все комментарии к онлайн-курсам, обсуждаем. Они дают пищу для размышлений и позволяют вырабатывать нужные решения.
Как может в будущем меняться само звучание джаза?
Игорь Бутман: Если говорить о России, то у нас выработался собственный стиль. С одной стороны, есть очень хорошая отечественная школа подготовки музыкантов, с другой - мы были интегрированы в мировую школу, потому что много сотрудничали с зарубежными коллегами, ездили по миру, выступали. И у нас есть собственные композиторы и интонации, которые присущи нашей культуре генетически.
Также, думаю, в джазе проявятся тенденции, которые есть в классической музыке, а именно - новаторское прочтение известных произведений, виртуозность исполнения, экспрессивность, политональность. В то же время есть артисты и аудитория, которые, наоборот, предпочитают минимализм и классическую манеру исполнения.
Именно поэтому так важно правильно обучать талантливых людей и давать им возможности творческого поиска. Тогда будет интересное развитие джазовой культуры.
Можете ли вы описать портрет поклонника джаза?
Игорь Бутман: К счастью, не могу. Мы играли недавно концерт в клубе в Петербурге. И там были люди моего возраста, были люди младше, совсем молодые - симпатичные девушки и юноши. Были люди, которые пили чай, а были те, кто пил дорогое вино. Аудитория широкая, и мы работаем над тем, чтобы джаз был доступен всем.
Эта музыка востребована и в джазовых клубах, и в больших концертных залах, и на открытых фестивалях.
И джазовый музыкант - сейчас профессия привлекательная. А чтобы музыканты зарабатывали деньги, нужны качественное обучение и поддержка. Потому что вместе с возможностями растет и конкуренция.
В этом году празднуется столетие российского джаза. Какие можно подвести итоги и наметить перспективы?
Игорь Бутман: Во-первых, мы благодарны предыдущему поколению, которое занималось джазом и делало это только из любви к этому виду искусства. Это поколение понимало, что джаз не принадлежит к какому-то определенному народу, а это в целом человеческое искусство, которое важно для тех, кто любит жизнь, музыку и культуру.
Второй важный момент - поддержка спонсоров и государства. Эта поддержка и понимание нашего искусства позволяют нам смотреть в будущее с оптимизмом и верить в конкурентоспособность наших музыкантов в мире. Хочется, чтобы поддержка продолжалась.
И третий момент связан с необходимостью качественного образования - то, с чего мы начали разговор. Мы должны уметь объяснять детям, что импровизация, а джаз - импровизация, - это не что-то запредельное, а вполне доступное искусство, похожее на человеческий диалог.
Если у человека есть хороший словарный запас, он может импровизировать. То же - в музыке. Если есть хорошая база, а к этому еще добавляются талант и грамотное обучение, могут получиться прекрасные произведения.
Мы доказали, что у нас прекрасная музыка, талантливые люди. Самый исполняемый композитор в мире - Петр Ильич Чайковский. Сейчас важно воспитать новых звезд, которые смогут создавать не только консервативную, но и новую музыку, любимую всеми.
Справка
На образовательном маркетплейсе Edutoria от Сбера создан специальный проект "Муза". Он предназначен для тех, кто хочет развиваться в области культуры, искусства и креативных индустрий. Пользователь, изучая короткие курсы, может погрузиться в историю искусств и исследовать мировую культуру, найти творческое хобби, а также сделать первые шаги в креативных профессиях.