За что в Китае полюбили "Аленку"

На China International Import Expo (CIIE), которая в начале ноября прошла в Шанхае, был широко представлен шоколад российского производства.
EPA

Рост экономики Китая повлиял и на потребительский вкус, что напрямую коснулось выбора продуктов питания. В стране сформировался "средний класс" c высоким уровнем доходов. Его представители отдают предпочтение западному образу жизни, могут позволить себе постоянное потребление продуктов, которые несвойственны традиционному Китаю.

Один из таких продуктов - шоколад. Его производство всегда было дорогим. Дерево какао произрастает в немногих странах тропического пояса. Переработка какао-бобов в плитку - это трудоемкий и длительный процесс, требующий специального оборудования и навыков.

Фото: Елена Мирошникова

Самая большая доля на рынке производителей шоколада в мире у транснациональных корпораций. Они уже построили свои фабрики в Китае и проводят активную экспансию на потребительский рынок. Однако в последнее десятилетие внимание китайского потребителя все больше привлекает российский шоколад.

Один из ярких примеров - любимый многими с детства шоколад "Алёнка". Еще пару десятилетий назад он был для многих китайцев "экзотикой", его привозили в качестве сувенира - компактный и вкусный подарок. Очень ассоциировалась с Россией "девочка Алёнка" на этикетке, в цветастом платочке и с широко распахнутыми голубыми глазами. Оптовых поставок в Китай этого продукта не было - московская фабрика "Красный Октябрь", которая выпускает шоколад более 50 лет, прежде всего обеспечивала "Алёнкой" весь СССР, и отбоя от заказов не было, советские граждане "Алёнку" очень любили. Школьники посвящали ей стихи, присылали их на фабрику, родители часто называли новорожденных девочек этим именем.

Ситуация изменилась в 2010 году, когда холдинг "Объединенные кондитеры", в который входит фабрика "Красный Октябрь", начал первые поставки в Китай своей продукции. Результаты превзошли самые смелые ожидания. Ежегодно объемы заказов увеличивались, и в первую очередь это касалось продукции бренда "Алёнка", который знаком китайцам еще с советских времен. В прошлом году экспорт холдинга "Объединенные кондитеры" в Китай вырос на 37 процентов, составив 1,87 тыс. тонн: печенье, шоколад, бисквит, галеты. Кстати, мучные изделия традиционно любят в Китае, как и в России. Но лидером продаж стал классический молочный шоколад "Алёнка", который осенью 2021 года продемонстрировал буквально взрывной рост популярности, на 84 процента. Говорят, что не последнюю роль в этом имели стримы двух популярных в Китае блогеров, которые рассказывали об "Алёнке" и делились положительными впечатлениями о вкусовых качествах российского шоколада.

В первом полугодии, несмотря на сложную для России внешнеэкономическую ситуацию и закрытие отдельных городов Китая из-за эпидемии, объемы поставок российской "сладкой продукции" в КНР увеличились, по сравнению с аналогичным показателем прошлого года отмечен 30-процентный рост.

По мнению Максима Кузнецова, первого замдиректора холдинга "Объединенные кондитеры", курирующего китайское направление, популярность и конкурентоспособность обеспечивают два фактора: натуральный вкус за доступную стоимость и качество. Холдинг располагает собственными цехами по переработке какао-бобов, один из которых расположен в Москве и является одним из крупнейших в Восточной Европе (цех построен при поддержке правительства Москвы). А это значит, что для изготовления шоколада используются не импортные полуфабрикаты, а собственное сырье, качество шоколада контролируется на каждом этапе производства. В рецептуре "Алёнки" используется недезодорированное какао-масло, поэтому шоколад имеет выраженный натуральный вкус и аромат какао.

Максим Кузнецов отметил, что объемы продаж на территории Китая постоянно увеличиваются, поэтому в Шанхае открыт Торговый дом холдинга - Uniconf Trading (Shanghai) Co., Ltd., который упростил логистику. Если партия закончилась в магазине, можно не ждать ее доставки из России, а взять уже имеющуюся на месте. Дистрибьюторы могут оперативно получить необходимую продукцию со склада в КНР. Сейчас холдинг работает с несколькими крупными торговыми сетями в Китае, такими как Carrefour и RT Mart, и постепенно расширяет свое присутствие.

Российские производители рассчитывают, что пришли на китайский рынок со сладостями всерьез и надолго. С учетом вкусовых предпочтений китайских потребителей была разработана специальная линейка кондитерских изделий. Например, рулет со вкусом зеленого чая и шоколад "Алёнка" специального формата, причем надписи на упаковках выполнены на китайском. Учитываются и вкусовые традиции: китайцы не любят слишком сладкое, поэтому в продукцию для Китая сахара кладут чуть меньше, чтобы не терять оригинальный вкус.

Фото: EPA

Отечественные кондитеры успешно вживаются в реалии соседней страны, даже принимают участие в социальных акциях. В апреле 2022 года сотрудники шанхайского Торгового дома организовали благотворительную акцию, передав в больницы и домовладения мегаполиса более 7 тонн кондитерских изделий. В городе был локдаун, связанный со вспышкой коронавируса. Были ограничены передвижение людей и работа транспорта, возникали перебои с доставкой продовольствия. Более 20 тысяч жителей Шанхая получили кондитерские наборы, в состав которых входили печенье и конфеты. "Этот жест любви согрел сердца жителей города и укрепил нашу решимость одолеть коронавирус и выстоять", - вспоминает госпожа Синди Гуан из жилого комплекса "Лю Чуань".

- Считаем, что для крупного бизнеса важно быть социально ответственным, это немаловажная составляющая работы по установлению контакта с потребителем, создания доверительных отношений, - отметил Александр Садиков, операционный директор Uniconf Trading (Shanghai) Co., Ltd.

В тему

На ЭКСПО в Шанхае российские производители представили разные виды шоколада "Алёнка" - классический молочный, с миндалем, с лесным орехом и другие. Производители считают, что Азия - важнейший стратегический регион для России, партнерство с Китаем особенно важно, потенциал развития в такой большой стране огромен. На нынешней выставке было много представителей других стран, поэтому в компании выразили надежду, что итогом участия в ЭКСПО станут новые партнерские связи и контракты.