Рождество без елки, скромные подарки и стол. Как итальянцы отметят новогодние праздники

Рождество и Новый год пройдут на Апеннинах без ограничений, вызванных пандемией, но под эгидой высокой инфляции и энергокризиса. Новые предлагаемые обстоятельства внесли серьезные коррективы как в жизни как итальянцев, так и целых городов, включая Рим.

Римская мэрия, которой за прошедший год так и не удалось наладить работу транспорта и убрать горы скопившегося мусора, проявила к всеобщему удивлению небывалую креативность во имя экономии энергии. Первой "ласточкой" стала главная елка Италии, у основания которой были установлены две солнечные батареи внушительных размеров. Их главная миссия заключается в освещении 22-метрового дерева, а также весьма скромных гирлянд, висящих на соседней крупной торговой улице Виа дель Корсо. Чтобы еще больше подчеркнуть экологичность "вечного города", прямо напротив мэрии при активном участии градоначальника Роберто Гуалтьери установили еще одну елку, экогирлянды которой зажигаются от вращения педалей велосипеда.

Пока мэр лично и публично "добывает свет" для города, простым смертным сейчас не до инновационных технологий. В этом году многие жители Италии не смогут, даже если очень захотят, приобрести как живую ель, так и "рождественскую звезду" (комнатные растения ярко-красного цвета). Большинство вивариев, не выдержав высоких цен на энергоносители, были вынуждены закрыться до весны. Если верить местным газетам, хуже всего дела в этом смысле обстоят на севере страны. Чтобы оплатить внушительные счета за газ и электричество, жителям Италии приходится сильно ужимать себя в расходах на покупку продуктов к праздничному столу и подарков родным. Согласно данным ассоциации Coldiretti, фактические расходы итальянцев на подарки в этом году составят в общей сложности 177 евро на каждого, что на 7 процентов меньше, чем в 2021-м.

На сокращение бюджета главным образом повлияла растущая инфляция, которая сильнее всего бьет по импортным товарам: смартфонам, планшетам, роутерам, камерам. Цены на них в среднем выросли от 20 до 80 процентов. На 13 процентов подорожал и самый популярный среди итальянцев подарок - парфюм. Как отмечают эксперты, 43 процента итальянцев приобрели подарки загодя, во время "Черной пятницы" и "Киберпонедельника". Те же, кто вовремя не успел подсуетиться, либо приобретут традиционную продуктовую корзину (ее цена колеблется от 20 до 100 евро), либо же сделают ставку на винтажные или так называемые "переработанные" подарки. Как показывают опросы, на ком итальянцы экономить уж точно не собираются, так это на детях, поэтому, к счастью, хотя бы их праздник ничем не будет отличаться от допандемийных и докризисных лет.