Как выстраивать отношения с подчиненными

Бизнес снова вынужден перестраиваться и искать свежие решения, чтобы продолжать эффективно работать на рынке. На чем же фокус руководителей в новых условиях? И что нельзя игнорировать, чтобы оставаться сильным игроком?

Пандемия прокачала бизнесменов, показав им, что выживает тот, кто умеет быстро перестраиваться под новые условия. Сегодня этот навык у руководителей уже можно считать обязательным. Хороший начальник - гибкий начальник.

Но в условиях санкций и новых ограничений с конца февраля бизнесу потребовались более глобальные изменения. Помимо перехода в дистанционный формат (как это было в пандемию), на повестке - приоритетные задачи: поиск новых рынков, ниш, партнеров (российских и зарубежных), а также выстраивание логистических цепочек и работающих способов снижения расходов. По сути, многим руководителям предстоит перестраивать бизнес, нащупывая новые решения.

Все это требует не только молниеносных действий и ответов на вопросы, но и масштабного планирования. Например, выход на новый рынок в других странах никак нельзя сравнить с запуском новой функции в мобильном приложении для оформления онлайн-заказов. Это движение иного масштаба. Потому от современных руководителей ожидается выстраивание стратегий, включающих в себя множество аспектов, а не только разовые удачные шаги. Ценно в первую очередь умение мыслить перспективно даже в такие непредсказуемые периоды.

Выстраивание отношений с подчиненными - всегда актуальная проблема для руководителя. Но сейчас такие коммуникации приобретают новые цели и задачи.

На первое место выходит грамотно выстроенное взаимодействие в коллективе. Только так можно достичь эффективности при трансформации рабочих процессов. А как мы уже говорили, большая часть бизнеса ищет новые ниши, решения, партнеров, контрагентов. И во время такого переформатирования отлаженная командная работа нужна как воздух.

Управление нового формата предполагает умение масштабно мыслить

Помочь в этом руководителю могут более частые совещания с подчиненными (пусть и в онлайн-формате) для уточнения курса работы и сверки промежуточных результатов.

Принесет реальную пользу политика открытых дверей, при которой любой сотрудник может обратиться к руководству напрямую. И это касается не только рабочих вопросов, но и, например, конфликтов в команде или установления нового графика без потери эффективности для конкретного человека.

Еще одна важная задача - сохранение ведущих сотрудников, и психологически комфортной атмосферы внутри коллектива для этого может быть недостаточно. Поэтому если в финансовые планы компании никак нельзя вписать очевидный шаг в виде повышения зарплаты и премий, то можно использовать другие формы мотивации. Например, перспективный карьерный рост, бонусы от организации, дополнительный отпуск или максимально удобный формат работы. Хорошие сотрудники всегда были на вес золота, но сегодня это один из важнейших ресурсов бизнеса.

Непрерывное осваивание нового - условие для роста и руководителя, и сотрудников. Раз бизнесу нужно искать новые пути, значит, всей команде необходимо приобретать дополнительные знания и навыки.

Во-первых, сам руководитель должен не стесняться учиться. Только так можно повысить свои компетенции. Во-вторых, важно правильно организовать обучение сотрудников. Помимо конкретных навыков (например, работа с определенной программой или знание иностранного языка), сегодня ценно подвижное мышление. И этому тоже можно учиться!

Современные руководители понимают, что бизнесу нужны креативные сотрудники, а не люди-роботы. И выстраивают внутреннее обучение, основываясь на этом.

Высоко оценить результат можно, если со временем подчиненные будут приходить к руководству не только с проблемой и вопросом, но и сразу с несколькими вариантами решений. Так в компании начнет по-настоящему работать коллективный разум. Но направлять его в правильное русло все равно должен руководитель.

Управление нового формата, которое сегодня появляется в бизнесе, предполагает не просто гибкость, но и умение масштабно мыслить. При этом руководитель должен не забывать о качественном взаимодействии сотрудников, их обучении, поощрении креативности и сохранении ведущих работников. Все это путь к формированию новой бизнес-среды.