Промышленность Петербурга нашла новые точки роста в непростой ситуации

В новых экономических условиях петербургская промышленность столкнулась с целым рядом проблем - от прекращения поставок сырья и оборудования до нехватки кадров. Но, несмотря на это, Северной столице удалось сохранить статус индустриального города. Более того, производственники смогли найти новые точки роста в непростой ситуации, отметили представители предприятий на встрече дискуссионного клуба "ДК Невский, 70".

Еще недавно промышленность у нас была далеко не на первых ролях, признают эксперты. Ведь все, что мы не делали сами, можно было завезти из-за рубежа. Однако ситуация в корне изменилась: прекратились поставки не только каких-то готовых изделий, но и определенного оборудования, которое необходимо для их производства. На этом фоне развитие собственной промышленности становится особенно важным.

- Сейчас мы только формируем представление о том, как это делать, поскольку раньше его не было, - считает генеральный директор металлообрабатывающего завода в городе Пушкине Сергей Васильев. - Прежде всего надо четко разделить, где мы должны догонять других, а где надо строить свой вектор движения вперед. Ряд технологий, которыми мы пользуемся сегодня, уже устаревают, и пытаться их воспроизвести нет смысла. На мой взгляд, государство должно обозначить точки роста, перспективные технологии, чтобы сосредоточиться на них. К примеру, часть компонентов для лакокрасочных предприятий делалась из нашего сырья за рубежом. Теперь мы должны найти свой способ их производства.

Другой пример - в Ленобласти работает одно из трех российских предприятий, которые обеспечивают подшипниками все новые вагоны в стране. Но с уходом иностранных партнеров оно лишилось десяти элементов - без них не сделать даже одного подшипника. Варианты - либо заказывать их в условном Китае, либо изготовить самим, причем лучше и дешевле. Это еще одно поле для инноваций и возможность стать технологическим лидером, а не вечно кого-то догонять.

Важнейший вопрос - будут ли у нас свои станки? В России есть заводы, которые их производят.

- У нас делают станину, а это основа основ, - подчеркивает Сергей Васильев. - Выпускают и станки с числовым программным управлением - на десять процентов менее эффективные, чем зарубежные, но работать можно. Другой вопрос, что они тоже сделаны на иностранной устаревающей компонентной базе.

Считается, что главные локомотивы промышленности Петербурга - высокотехнологичное судостроение и инновационная фарминдустрия. Но некоторые другие отрасли от них не отстают, а в чем-то даже превосходят - например, в цифровизации. Как ни странно, она до сих пор не охватила консервативную в этом плане судостроительную отрасль. "Цифра" пока пришла только в ремонтные доки и на суда-беспилотники.

Тем временем инновации успешно внедряют машиностроительные заводы и другие производства. Так, 145-летнее петербургское предприятие издавна выпускало обычную трубопроводную арматуру. Но прогресс потребовал, чтобы она стала электрифицированной и компактной. Специально для этого на заводе создали конструкторское бюро. В кратчайшие сроки там изобрели линейку электроприводной арматуры, не имеющей аналогов.

- Это доказывает, что в нашей стране можно с нуля создавать высокотехнологичную продукцию, - отметила главный конструктор машиностроительного завода Людмила Епифанова. - Но надо понимать, что разработка и производство таких вещей - это прежде всего школа. Кадровый состав по нашему направлению - электроприводы - сегодня не готовится нигде. Мы берем студентов третьих-четвертых курсов, они работают у нас по несколько часов и становятся специалистами. Причем молодежь очень требовательна: ей нужны программные продукты, испытательные стенды, чтобы все попробовать. Просто так сидеть и чертить на бумаге никого не заставишь.

Нехватку кадров испытал и петербургский институт, занимающийся научными разработками в области полимеров. В итоге он получил лицензию на дополнительное профессиональное образование и теперь готовит полимерщиков не только для своих производств, но и для всего Петербурга.

- Мы столкнулись с тем, что в городе нет механиков-наладчиков для наших станков с ЧПУ, - рассказывает генеральный директор института Елена Орлова. - Разработали программу и сначала обучили своих сотрудников, потом расширили сферу деятельности. Сегодня у этих специалистов должно быть несколько компетенций. Тех знаний, что заложены 10-15 лет назад, уже недостаточно.

Работы всем хватает. Если в 2000-е годы полимерное производство выпускало в основном товары народного потребления, то с тех пор в его развитии произошел технологический прорыв. Сегодня здесь выпускают продукцию для оборонно-промышленного комплекса (например, пулезащитные шлемы и танковые аккумуляторные батареи), электроизоляционные пластины для мостостроения и космической промышленности, ролики для транспортеров и многое другое. Сделали даже сани для перевозки жилых модулей и других грузов в Антарктиде - эта петербургская технология оказалась лучше немецкой.

- У нас масса инноваций, - констатирует директор департамента экспертизы, сертификации и оценки Союза "Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата" Виолетта Короткина. - Мы порой приезжаем на предприятие и удивляемся: неужели это сделано у нас? Станкостроение, легкая промышленность и так далее - в каждой отрасли есть уникальные продукты, от лазерных сварочных аппаратов до обуви с электроподогревом.

Кстати

Специалисты сходятся во мнении, что продукция российской и, в частности, петербургской промышленности уже сегодня во многом не уступает зарубежной. Поэтому в ее перспективах не приходится сомневаться. Но для большей уверенности в завтрашнем дне требуется объединение усилий бизнеса, государства и всего общества.

В качестве примера такой консолидации промышленники предложили создать платформу, на которой каждый человек может выдвинуть свою идею по производству какого-то нового полезного продукта. Там же ему ответили бы те, кто может это разработать и выпустить. А госорганы стали бы модерировать весь процесс и передавать бизнесу собственные запросы.