Олег Аскерович, ваши спектакли ставили в БДТ, театре им. Ленсовета, в других ведущих театрах страны. Да и тема серьезная. Почему именно Детская филармония?
Олег Ернев: Подрастающее поколение тоже надо воспитывать на высоких примерах, тем ответственней. А еще дело в специфике - спектакль, где задействован оркестр, может быть поставлен только на площадке, где есть оркестровая яма. Следовательно, в драмтеатры мы либретто и не предлагали, а музыкальные театры Петербурга этим материалом просто не заинтересовались. Запомнились слова руководительницы одного из театров: "Я сомневаюсь, что нашему петербургскому зрителю нужен Пушкин". Представьте, чтобы в Лондоне вам сказали, что никому не интересен спектакль о Шекспире. Вдумайтесь в эти слова, кто эти люди, почему они занимают такие должности в искусстве. А потом мы сетуем, что нравственный уровень театральных постановок упал ниже плинтуса. В последние годы я вообще редко посещаю театры. Потому что как приду - всегда какая-то мерзость на сцене. Последний раз это были целующиеся полуголые мужики в стрингах. Мы с супругой просто встали и ушли. Может, сейчас, с принятием закона о запрете пропаганды ЛГБТ, что-то поменяется...
Мюзикл поставлен по заказу комитета по культуре Петербурга, который выделил на постановку бюджетные деньги. Неужели больше не нашлось охотников их освоить?
Олег Ернев: Это уже случилось потом, после бесплодных попыток пристроить наше детище. Три года назад мы показали мюзикл "Пушкин. Роковая любовь" тогдашнему главе комитета по культуре города Константину Сухенко. В показе были задействованы ведущие солисты петербургских театров. Сухенко пришел в восторг и сказал, что у спектакля есть все шансы стать одним из брендов Петербурга. Так наш мюзикл оказался в надежных руках главного дирижера филармонии для детей и юношества Михаила Голикова.
Первоначальное название либретто - "Пушкин. Роковая любовь". Почему переименовали?
Олег Ернев: Это решение нашего режиссера Андрея Егорова, который уговорил композитора добавить в музыкальную часть роковые мотивы. Кроме того, Михаил Голиков сократил действие спектакля с двух с половиной до полутора часов. По их мнению, это адаптирует спектакль для подростковой среды. Я упираться не стал, им виднее.
Создать музыкальный спектакль о судьбе Пушкина - это чья идея?
Олег Ернев: Композитора Виктора Плешака, который будучи в Будапеште увидел мюзикл о Моцарте и был настолько потрясен, что решил создать нечто подобное о нашем Пушкине. С Виктором мы сотрудничаем вот уже почти тридцать лет. Наверняка читателям "РГ" он известен по таким песням, как марш военных моряков "Экипаж - одна семья", "Неповторимый Петербург", "Ленинградцы". Также он является автором музыки к другим спектаклям. С ним вместе мы сочинили несколько мюзиклов, один из которых, "Инкогнито из Петербурга" по Гоголю в постановке Красноярского театра музкомедии, получил "Золотую маску", а "Ночь перед Рождеством" не сходит со сцены Оренбургского театра с 2004 года.
За какой срок написали новое произведение?
Олег Ернев: Над ним мы с Плешаком работали долгих 12 лет. Я перерыл огромное количество биографической литературы о судьбе русского гения. Это и замечательный двухтомник Вересаева "Пушкин в жизни", и "Юношеские годы Пушкина" Авенариуса, и скрупулезное исследование Бурсова "Судьба Пушкина", и личные письма Пушкина, Дантеса, Вяземского, и многое другое. Так что спектакль действительно во многом биографичен.
Что-то неожиданное открыли?
Олег Ернев: Открыл для себя прежде всего современников великого поэта - государей Александра I и Николая I, создателя Новороссии графа Воронцова, выдающихся государственных деятелей, высоко ценивших нашего национального гения и бережно относившихся к его непростому характеру. Их реальный облик далек от взгляда на них как наших доморощенных либералов, так и историков советского времени. Да и сам Пушкин по молодости и пылкости был не всегда справедлив по отношению к некоторым из них в своих оценках, о чем в свои зрелые годы имел мужество признаться.
Кто же погубил Пушкина?
Олег Ернев: Клеветники и завистники, которые рассылали анонимные письма самому поэту и его друзьям, написанные как под копирку, предлагали ему возглавить общество рогоносцев. Они в итоге и спровоцировали Пушкина на дуэль с Дантесом. Современники высказывали версии, было даже следствие, инициированное царем, но, к сожалению, имена клеветников достоверно так и не были установлены.
Так это была роковая любовь?
Олег Ернев: Я согласен со многими исследователями - Наталья Николаевна невольно сыграла в трагической развязке не последнюю роль. Александр Сергеевич неоднократно просил супругу не поощрять настойчивых ухаживаний Дантеса, который женился на Екатерине, старшей сестре Натали. Но она не вняла его предостережениям. Просьба поэта быть предельно осторожной в "свете" жена легкомысленно игнорировала, что и привело к катастрофе. Да, это была роковая любовь.