Этот ежегодный фестиваль занимает особое место в музыкальном ландшафте Москвы: созданный в память о выдающемся дирижере Евгении Колобове, он несет не груз "мемориальности", а тот живой и актуальный поиск новых смыслов музыкальных сочинений, который являлся сутью искусства самого Колобова. В этом году Крещенский фестиваль представит феноменальную по концентрации оригинальных тематических программ афишу. На открытии (фестиваль всегда открывается 19 января, в день рождения маэстро) впервые в России прозвучит опера американского композитора Джона Адамса "Доктор Атом" (2005), героем которой является физик-теоретик Роберт Оппенгеймер (он был руководителем Манхэттенского проекта, разрабатывавшего первые образцы ядерного оружия). Действие оперы происходит на полигоне в штате Нью-Мексико накануне первого испытания атомной бомбы 16 июля 1945 года. Автор либретто известный режиссер Питер Селларс построил параллель с вагнеровской "Гибелью богов", с состоянием современной цивилизации, ее скоростью, напряжением, нервной энергией. В либретто вошли разные источники - от писем военного времени, мемуаров, рассекреченных документов до древних индийских текстов и поэзии Бодлера, Джона Донна и других (Оппенгеймер был любителем поэзии). Опера ставилась в Сан-Франциско, Амстердаме, Чикаго, Нью-Йорке. Российскую премьеру (в концертной версии) исполнит один из ведущих интерпретаторов современной музыки дирижер Федор Леднев, в партии Оппенгеймера - солист Музтеатра Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрий Зуев. Сочинения Адамса прозвучат и в других программах фестиваля: "На конец времени" и "Адамс, Брамс, Брукнер" . Как заметил дирижер Филипп Чижевский:
- Мы попытаемся посмотреть внутрь себя, поразмышлять, что с нами происходит, попробуем спроецировать какие-то идеи на нашу жизнь сегодня, если мы расцениваем музыку как спасательный круг...
Еще одним крупным тематическим блоком фестиваля станет посвящение к 150-летию Сергея Рахманинова. В концертном варианте будут исполнены все оперы композитора: "Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини" (их премьера в Большом театре в 1906 году проходила в один вечер и представила новый драматургический формат - не развитие действия, а "портрет" героев), а также "Монна Ванна" и "Алеко". И если рахманиновский "Алеко" - признанный шедевр, то "Монна Ванна", написанная по пьесе Метерлинка, осталась незавершенной партитурой, оркестрованной и впервые исполненной только в 1984 году в Нью-Йорке, а в 2009 году - в Москве.
Среди радикальных новинок Крещенского фестиваля - танцевальная программа, в которую вошла мировая премьера Театра оперы и балета из Нижнего Новгорода, - "Терезин. Квартет" (четыре одноактных балета в постановке известных российских хореографов на музыку композиторов, бывших узников нацистских концлагерей). Балеты - новый жанровый поворот Крещенского фестиваля, который должен дать ему и новую перспективу.