Летающие радары А-50У ведут разведку, а также осуществляют боевое управление. "Благодаря русским "Аваксам" обнаружено большинство из уничтоженных украинских истребителей", - сообщает Министерство обороны России.
Самолет обнаруживает пуск ракеты на расстоянии 800 километров, а истребитель виден летающему радару на дистанции более 300 километров. Также самолет способен обнаруживать наземные и морские цели на расстоянии 300 километров. Кроме этого, благодаря усовершенствованному радиотехническому комплексу А-50У может засечь даже небольшие цели, например, беспилотники. Он имеет возможность одновременно видеть более 300 целей.
"Самолет обладает мощной РЛС с излучением, направленным в разные стороны. Благодаря такому излучению и постоянному вращению радар не имеет "мертвых зон" и способен обнаруживать самолеты пятого поколения", - подчеркнули в Минобороны России.
Самолет-локатор А-50У создан на базе Ил-76. Среди основных отличий этой версии от предшественника - самолета А-50, возможность отследить и одновременно сопроводить большее количество целей. Также модифицированная машина имеет более экономичные двигатели, которые позволяют летающему радару дольше находиться в воздухе.
Позаботились конструкторы и о комфорте экипажа. В A-50У существенно доработана внутренняя планировка, там появилась зона отдыха и даже буфет.
Главной внешней отличительной чертой А-50У является куполообразная конструкция на фюзеляже. Из-за этой конструкции машину часто называют самолетом-грибом. На самом деле это обтекатель РЛС кругового обзора высотой 2 м и диаметром более 10 м.
Из-за этого обтекателя РСЛ самолет получил самую дорогую "тонировку" стекол кабины среди всех других бортов ВКС. Его боковые иллюминаторы покрыты чистым золотом. Эта тонировка нужна, чтобы защитить экипаж А-50У от воздействия СВЧ-излучения установленного на нем локатора, который фактически работает как большая микроволновая печь.
Боевое крещение А-50У получил в Сирии. Одним из важнейших достижений самолета стало обнаружение американских истребителей пятого поколения F-22 Raptor. В 2018 году не без помощи А-50У российским воздушно-космическим войскам удалось доказать, что американские малозаметные истребители обнаруживаются даже пассивными средствами контроля.
На Западе российский А-50У сравнивают с американским самолетом ДРЛО Boeing E-3 Sentry (AWACS). Наш летающий радар ни в чем не уступает зарубежному аналогу. Западные эксперты отмечают, что A-50У может похвастаться полностью оцифрованной системой, в отличие от аналоговой, которая была на A-50.
Пока в Воздушно-космических силах РФ числится семь таких самолетов. Сейчас в минобороны повышают разведывательный потенциал ВКС.
В начале 2019 года к предварительным летным испытаниям приступил новый российский самолет радиолокационного дозора и наведения А-100 "Премьер".
Со временем "Премьер" заменит А-50 и А-50У. Этот разведчик нового поколения получил полностью цифровую навигацию и систему управления, а также фазированную решетку РЛС. Она существенно увеличивает точность и дальность обнаружения объектов.
Основой для "Премьера" стал самолет Ил-76МД-90А с новыми малошумными и более мощными двигателями. На этой машине установлено около 20 тонн уникального радиоэлектронного оборудования, которое позволяет мгновенно обнаруживать, опознавать и классифицировать цели, моментально передавать информацию на пункты управления для целеуказания корабельным и наземным зенитным средствам.