Предприниматели Северного Кавказа массово переходят на цифровые сервисы

Компании Северо-Кавказского федерального округа все чаще обращают внимание на новые цифровые сервисы и услуги. Подстегнутый пандемией коронавируса переход на "цифру" вопреки прогнозам в 2022 году лишь ускорился.
Цифровые технологии вслед за крупным бизнесом начали активно использовать и небольшие компании.
Цифровые технологии вслед за крупным бизнесом начали активно использовать и небольшие компании. / Григорий Сысоев / РИА Новости

Использование облачных хранилищ и электронного документооборота, переход на отечественное программное обеспечение - лишь малая часть того, чем сейчас заняты крупные и малые компании. К тому же сегодня предпринимателям предлагают надежные решения, в том числе базирующиеся на отечественном ПО. Эксперты рынка IT рассказали корреспонденту "РГ" о том, какие технологии сейчас в тренде у российского бизнеса и что ждет эту отрасль в будущем.

По данным аналитиков Сбера, бизнес в СКФО особенно активно интересуется облачными решениями, в основном в области электронного документооборота. "С начала года более 20 предприятий воспользовались в банке такими технологиями. Перевод ключевых бизнес-процессов в "цифру" позволяет существенно повысить оперативность принятия управленческих и кадровых решений. При этом в 2022-м на безбумажный документооборот переходили как небольшие компании, так и крупнейшие агрохолдинги и застройщики региона", - отметили в пресс-службе банка.

К примеру, первый на юге России пилотный проект использования онлайн-платформы для автоматизации работы управляющих компаний реализовали в Пятигорске. Программное обеспечение позволяет снизить расходы на администрирование многоквартирных домов. Жильцы получают свою версию приложения, в котором могут оплачивать счета за жилищно-коммунальные услуги, оставлять заявки, обращения, жалобы, передавать показания счетчиков. УК же управляет материнским приложением, которое агрегирует все данные.

- Сегодня специализированные приложения есть у интернет-провайдеров, сетевых заведений общепита, даже у автомастерских. У каждой организации свои задачи, поэтому ПО для разного бизнеса имеет индивидуальные особенности. Большей части клиентов, конечно, удобнее взаимодействовать с компанией с помощью компьютера или смартфона, - рассказал корреспонденту "РГ" программист из Владикавказа Таймураз Дзаболов.

Крупные предприятия на Кавказе все чаще внедряют искусственный интеллект, особенно для работы с большими объемами данных. Для компаний множества отраслей работа с Big Data необходима, если они хотят сохранить конкурентоспособность.

- Тренд на цифровую трансформацию бизнеса на юге России и Северном Кавказе продолжает набирать обороты. Новым драйвером можно назвать импортозамещение программного обеспечения, которое стало особенно актуально после ухода ряда крупных игро-ков с отечественного рынка. В 2022 году свои процессы на ПО экосистемы Сбера перевело в три раза больше предприятий ЮФО и СКФО, чем годом ранее. И этот тренд только усилится. Мы составили обширную библиотеку цифровых сервисов и постоянно работаем над ее улучшением, - отметила заместитель председателя Юго-Западного банка Сбербанка Ирина Ткаченко.

Как рассказали корреспонденту "РГ" в ставропольском филиале ПАО "Ростелеком", при взаимодействии с сервисами компании большинство предприятий фокусировались на безопасности и выстраивании со своими клиентами качественной коммуникации. Лидирует цифровая телефония, с помощью которой можно принимать неограниченное количество вызовов. В 2022 году предприниматели использовали "Виртуальную АТС" в полтора раза чаще, чем в 2021-м. Больше всего сервис виртуальной телефонии востребован в розничной торговле, в туристическом и гостиничном бизнесе, а также сфере услуг.

Другой пример использования технологий, базирующихся на IT, - "умные экраны". Это современная альтернатива традиционным статичным вывескам. Сервис помогает экономить время при поиске информации, ориентироваться в ассортименте услуг и оперативно оповещать клиентов о персональных предложениях. К базовому функционалу можно подключить модуль видеоаналитики. Его программное обеспечение способно распознавать антропометрические данные людей, таргетировать контент по полу и возрасту, вести статистику показов.

"В отличие от "гигантов", малому и среднему бизнесу требуется цифровизация по принципу "здесь и сейчас". Существующие сервисы позволяют оперативно наладить безопасные каналы общения с сотрудниками, клиентами и партнерами, настроить быстрое и таргетированное продвижение товаров и услуг, в том числе в удаленном режиме", - рассказали в пресс-службе "Ростелекома".

По мнению экспертов, спрос на информационные технологии будет только расти, поэтому современному бизнесу, чтобы быть успешным, необходимо понимать цифровые тренды сегодняшнего и завтрашнего дня. К ним можно отнести расширяющееся применение искусственного интеллекта и квантовых вычислений, цифровизацию здравоохранения, интернет-вещей, роботизацию, E-commerce, Data Mining, бурный рост облаков, внедрение беспилотных решений, блокчейн-проекты и 5G. Но, конечно, главный тренд - это информационная безопасность. .

Комментарий

Виктор Кузнецов, ставропольский программист:

- Цифровизация стала необходимым условием выживания практически любого бизнеса. Автоматизация процессов позволяет снижать расходы на управление и оперативно получать гораздо более полную и объективную картину состояния своего бизнеса.

Рынок цифровых продуктов и услуг в прошлом году претерпел определенные изменения, но основные тренды остались те же. Связано это прежде всего с тем, что сейчас значительная доля продуктов и сервисов либо является отечественной, либо имеет функциональные отечественные аналоги. Малый бизнес с таким переходом справился успешнее более крупных компаний - несколько десятков пользователей гораздо проще перевести на новый сервис, так как бизнес-процессы в небольших фирмах протекают быстрее и проще перестраиваются при необходимости.

К тому же отечественный IT-сектор хорошо развит, он крайне динамичен и адаптивен. Регулярно появляются новые технологии и решения, которые очень быстро внедряются в бизнес, поэтому рынок в принципе оказался готов к переходу с западных сервисов на российские. По крайней мере, в малом предпринимательстве он уже закончен, и по большей части успешно. Если новых ограничений в этой сфере не будет, то в наступившем году рынок вернется к своему обычному развитию.