Екатеринбургские кофейни отчего-то лидируют в этом импортозамещении наизнанку. Оно и понятно, одно дело запросто, по рабоче-крестьянски, выпить кружку кофе и совсем другое - красиво посидеть в Coffee flower, Corner coffee, Flamingo coffee, Tales tasty, Coffe roast или Latte espresso coffee to go. Впрочем, в последнем без знания языка могут и выпереть, написано же: взял стаканчик и иди себе. Кофейням дышат в затылок всевозможные заведения общепита типа "Fox кафе все по 64 р", Café Grott, 36 bar, Sahara, Breakfast unit, Uh bar и Norra Rok, где подают (меню написано прямо на фасаде здания) pizza wine и brisket. Прошу не считать рекламой, так как сама я эту brisket, оказывается, не ем принципиально, поискала перевод и не зашла. Умиляют приехавшие к нам на работу гости из ближнего зарубежья: для них мы уж точно Европа, и свои уличные забегаловки они величают Баклажан food, Saray kebab street food и многозначительно Shish люля kebab. Тут я вспоминаю приятельницу, которая похудения ради сидит на овощных салатиках, но, водружая перед собой тазик травы, ищет в интернете меню лучших столичных ресторанов - говорит, так и трава вкуснее. Очень может быть.
Далее идут заведения из сферы красоты и здоровья, где вам обещают привести в порядок ваши hair и body: Barbershop типа Schegol, Hairport, Barbarossa и иже с ними, Nail couture, Water power wellness и Fresh face. Так зайдешь не туда и сделают что-нибудь не то и не в том месте, страшно… Или английский надо подтягивать, тут моего давнего, из советской английской школы, не хватает. Скажем, идешь и читаешь: Bitzer, Bruschi, Le Samedi, Taco Mago, а вот мой любимчик Pinky Pop. Никогда не заходила, летом лень очки надевать, чтобы перевод искать в телефоне, а зимой варежки снимать. А вдруг туда надо? Мне как потребителю обидно.
Обидно еще и то, что в вожделенной Европе уже не первый год вылавливают и давят вручную, как блох на собаке, русские названия, русские блюда в меню, не говоря уже о памятниках или произведениях искусства. А мы все стоим в полупоклоне, зазывая нашу так и не попавшую в Европу Дуньку: добро пожаловать, мадам, ваша Party starts here, а мусью вашему поможем Make life a ride. Хотя есть и вполне здравомыслящие предприниматели. Вот едешь по Сортировке, и душа радуется вывескам "Красота на районе", и каждый видит свое. Иначе вместо сочувствия смех разбирает, когда читаешь такую новость: "Из-за аварии и отключения воды были временно закрыты заведения на гастроулице Пушкина Cibo, Izakaya, Georgia Armenia, Pushkina 4 и Marlerino". Это точно про Екатеринбург?
Слуги народа из тех, кто не боится простудиться на ветрах перемен, тоже вдруг встрепенулись: в конце декабря Госдума приняла в первом чтении законопроект о защите русского языка от чрезмерного употребления иностранных слов. "Проект федерального закона предполагает недопустимость использования иностранных слов, за исключением не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, перечень которых содержится в нормативных словарях", - говорится в пояснительной записке. Это не единственная законодательная инициатива по защите русского языка. В начале декабря в Госдуму внесли еще одну - о запрете использования в рекламе алфавитов, созданных не на основе кириллицы. По словам авторов документа, это поможет защите кириллического письма и очищению русского языка от избыточных заимствований.
Поможет ли в вышеописанном случае? Поживем - увидим, все-таки если у бизнесменов Concept Aptiori набекрень, то за каждым не набегаешься, надо своего царя в голове иметь. Обидеть прохожего каждый может. И ладно бы бар Тёlки, какой с них спрос, или магазин суши с длинным названием из двух нецензурных корней. Ну придумал человек визуальную пакость, ну отбился пару раз в суде от озабоченных филологов и радуется, потирая ручки, и не понимает, какую часть брезгливых посетителей он потерял, да и черт с ним.
Но вот сколько англоязычных людей в день проходят по проспекту Ленина мимо оперного театра? Пальцев на одной руке точно хватит, и пока это реальность. Тогда почему на афишной витрине красуется Ural Opera Ballet, логотип, созданный в 2018 году для "визуальной коммуникации с тем потребителем, в котором заинтересован театр", как пояснял тогда журналистам один из авторов логотипа. Ау, господа, потребитель сменился!
То же самое касается официального логотипа Екатеринбурга, принятого администрацией в ноябре 2015 года, в другой реальности, можно сказать, когда мы еще грезили о славе Нью-Васюков со всеми положенными статусу международными плюшками и, главное, толпами иностранцев. Длинное неудобное слово аж из двенадцати букв дизайнеры безжалостно порезали на три одинаковых куска и упихали в квадрат. А видится не квадрат - клетка, куда засунули непонятных существ Еката, Ерина и Бурга, и Ерин, мне почему-то кажется, особенно несчастен. До сих пор на остановках общественного транспорта мерзнут, не радуя ничей глаз, их несчастные собратья Ekat, Erin и Burg. Впору объединять зоозащитников в борьбе за создание нового логотипа столицы Урала к ее трехвековому юбилею. Просто потому, что мир, страна, город и мы, его жители, стали совсем другими.