Не секрет, что в последние годы в карьере Николаса Кейджа наметился некоторый Ренессанс. После череды безвкусных и откровенно трешовых картин, участие в которых можно объяснить только внушительными гонорарами продюсеров, пошли проекты, начавшие заметно реабилитировать карьеру легендарного артиста. Кислотная и визуально завораживающая "Мэнди", которую критики окрестили хоррором космического масштаба; трагикомичная "Свинья", где асоциальный собиратель трюфеля отправлялся на поиски похищенной хрюшки, а в итоге сталкивается с собственным трагическим прошлым; "Невыносимая тяжесть огромного таланта" - метаироничное кино, где Николас Кейдж сыграл самого себя, причем дважды. Безусловно, можно долго спорить, насколько указанные картины способны тягаться со "Скалой", "Без лица" и прочим фондом золотой классики, однако они давали надежду, что на карьере актера пока рано ставить окончательный крест. В то же время откровенно низкопробные ленты с участием Кейджа все также выходили, и "Отзвуки прошлого" с честью (или скорее бесчестью) продолжают этот незавидный ряд.
А ведь начиналось все многообещающе. Колтон Бриггс - человек, о чьей жестокости и безжалостности слагали легенды по всему Дикому Западу. Однако нашлась женщина, которая смогла обуздать нрав убийцы и превратить его в законопослушного гражданина и образцового семьянина. В дом четы Бриггс наведываются незнакомцы, лидер которых хочет свести личные счеты: когда-то давно известный бандит застрелил его отца, и теперь мститель намерен отплатить за это сполна. К несчастью, в тот день они застают не самого Колтона, а его жену, с которой безжалостно расправляются. Теперь уже герой Николаса Кейджа готовится устроить свою вендетту, и в этом ему помогает малолетняя дочь Брук.
Можно долго разбирать, что в "Отзвуках прошлого" нужно менять. Так, картине явно не хватает мрачного тона повествования. Сама история - классическое "око за око, зуб за зуб" - подразумевает, что на экране будут разворачиваться трагедии человеческих судеб, однако периодически звучащие увеселительно-шаловливые мелодии да несуразные эпизоды с шутками превращают всю драму в подобие пошлого и к тому же несмешного анекдота. В отдельные моменты может и вовсе показаться, что зритель смотрит семейное кино про то, как отец и дочь пытаются наладить отношения, катаясь на лошадях и отдыхая на природе. А сцену с попыткой жены Колтона сбежать от незнакомцев можно смело вставлять в любую из частей "Индианы Джонса", настолько там нет хоть какого-то напряжения перед возможной скорой расправой.
К тому же у фильма огромные проблемы с темпом. То он неторопливо показывает быт семейства главных героев и его развал после приключившейся трагедии, то довольно быстро сводит всех персонажей в одном городишке, где случается развязка. Ленте будто бы не хватает большего хронометража и разброса основных сюжетных событий по времени, чтобы и показать динамику отношений Колтона с Брук, и условно "просмаковать" ожидание зрителя перед тем, как месть наконец свершится.
Еще слабой стороной "Отзвуков" можно отметить основного антагониста. Имея крайне неоднозначную предысторию - в детстве своими глазами увидеть, как родной отец, избежав повешения, все равно был застрелен, причем собственным спасителем, - Джеймс МакКаллистер получился банальнейшим злодеем, очень много распинающимся про зверя внутри себя, порожденного Бриггсом, но едва ли кого-то могут впечатлить эти до ужаса патетические речи, от которых так и веет погорелым театром. В этом, кстати, общая беда фильма - постоянные толки про убийц и жестокость слабо вяжутся с идиллическими пасторальными пейзажами и почти стерильными перестрелками раз в час.
Тем не менее у ленты есть интересная находка, которая не реабилитирует итоговый результат, но привносит в него хоть что-то интересное. Это пара главных героев: отец и его дочь. Откровенно говоря, поначалу Колтон Бриггс вызывает не ужас, а скорее жалость: настолько усталое и безэмоциональное лицо у Николаса Кейджа, что как-то ругать его даже неловко. Однако позже приходит понимание, что это одна из особенностей персонажа. Он - социопат, лишенный способности испытывать хоть какие-то чувства и эмоции. Бывший бандит со временем хоть и выучился подстраиваться под общество, однако все равно его лицо очень уж похоже на маску, за которой один только Бог ведает, что там находится. Потому эпизод, где Колтон, вспоминая жену, начинает плакать, так сильно бьет по живому. Зритель может буквально прочувствовать, насколько потеря была невосполнимой, раз такой бирюк, прямо говорящий, что ему больше по душе мертвые, чем живые, может в кое-то веки позволить себе что-то человеческое.
При этом интересна коллизия с дочерью. В девочке уже отчетливо проявляются некоторые черты отца. В частности, она тоже ничего не может чувствовать. Когда хоронили мать семейства, Брук будто оставалась безучастной: ни криков, ни слез, ни сожалений - ничего. Героиня сама в какой-то момент начинает задаваться вопросом, почему столь трагические обстоятельства ничего не вызвали у нее в сердце. Получается такая ситуация, что для Колтона Бриггса "отзвуки прошлого" - это не только буффонадная месть Джеймса МакКаллистера, но и собственная дочь, унаследовавшая от отца не то недуг, не то проклятие. Хоть эта линия завершается весьма предсказуемо, однако стоит отметить, что из Николаса Кейджа и Райан Киры Армстронг ("Воспламеняющая взглядом") получился неплохой экранный дуэт, который мог стать еще лучше, если бы создатели больше поработали над развитием взаимоотношений их героев.
Лента Бретта Доноху в оригинале называется "The Old Way" - "По старинке". Получается весьма говорящее наименование, ведь "Отзвуки прошлого" - это классический во всех смыслах вестерн, где между собой перемешаны и скачки на лошадях, и перестрелки с бандитами, и маленькие городишки на 1-2 улицы. Ничего плохого в использовании штампов и расхожих образов нет, но получилось совсем уж блеклое зрелище, как будто бы не имеющее собственного лица. Обидно только, что в основе была действительно потенциально интересная и многогранная история о мести и круговороте насилия. Да только с рассказчиком в этот раз не задалось.