Эксперты: Для перезапуска киноотрасли нужны российские фильмы

Для российского кинопроката 2023 год начался оптимистично: в праздничные дни рекордную посещаемость обеспечил отечественный "Чебурашка", а вскоре стартовал показ долгожданного продолжения "Аватара" по параллельному импорту. Но сможет ли это хотя бы отчасти компенсировать потери кинотеатров с начала пандемии? На что теперь будут делаться ставки: наше кино или полуподпольные премьеры зарубежных компаний-мейджоров? Недавно прокатчики предложили использовать кинозалы для проведения уроков литературы и патриотического воспитания - поможет ли им такой непрофильный креатив?

Качественный и коммерчески успешный контент - залог благополучия кинопроката, отмечают специалисты. Успешное начало года только лишний раз это подтвердило.

- Эффект "Чебурашки" объясняется тем, что это хорошее, доброе, семейное кино, - подчеркивает вице-президент коммуникационного агентства Кирилл Лубнин. - Безусловно, фильмы такого формата будут пользоваться популярностью. Однако зрители также хотят видеть в прокате и мировые блокбастеры. Киноманы посмотрят их в любом варианте, но на большом экране в хорошем качестве это гораздо приятнее. Современные кинотеатры оснащены хорошим проекционным и многоканальным звуковым оборудованием. Они также получают дополнительную прибыль с продажи снеков и напитков. Но сложно представить уроки литературы под хруст попкорна - все-таки в первую очередь это место для проведения досуга.

Не надо забывать, что зимние каникулы - особая пора, на которую всегда приходился пик посещаемости кинотеатров. Гораздо сложнее сделать так, чтобы зритель приходил туда регулярно. По данным Ассоциации владельцев кинотеатров, на конец 2022 года в России было закрыто 700 кинозалов, а убыток прокатчиков составил порядка 4,5 миллиарда рублей. Новая волна закрытий ожидается уже в феврале.

- После кризиса 2022-го отрасль многого ждала от праздников и не прогадала. Но хотя успех новогоднего проката частично компенсирует кинотеатрам убытки прошлого года, некоторые площадки все же ждет закрытие из-за отсутствия должной прокатной нагрузки. Ситуацию отчасти должны исправить зарубежные ленты, которые уже стоят в графике премьер. Однако перезапуск киноотрасли возможен только с массовым появлением российских кинолент. Фонд кино и Министерство культуры оказывают беспрецедентную поддержку производителям, поэтому зрителей ждет новое, талантливое и интересное кино, - считает эксперт отрасли Елена Дубовченко.

Пример "Чебурашки" показал, что национальный кинопрокат способен демонстрировать рост после пандемии за счет "родных и близких сердцу" фильмов, соглашается режиссер, продюсер, кандидат экономических наук Мария Ламар.

- В ближайшие годы Минкульт, Фонд кино и Институт развития интернета совокупно выделят на создание видеоконтента несколько десятков миллиардов рублей - благодаря этому дефицита российских премьер можно не опасаться. Но поскольку производство фильмов - длительный процесс, в этом и следующем годах кинотеатры еще могут ощущать нехватку новых релизов. Однако к 2025 году ситуация должна стабилизироваться, - прогнозирует Мария Ламар.

Текущее положение дел может обернуться прорывом для российской киноиндустрии, полагает режиссер Анатолий Тарабрин (киностудия Dream Vision). По его словам, уже в 2022 году в отрасли произошли колоссальные изменения.

Уход Голливуда открыл новые возможности для российских авторов

- Уход "Голливуда" открыл новые возможности для российских авторов, особенно молодых и начинающих. Но я искренне не понимаю, зачем мы продолжаем показывать "из-под полы" картины ушедших компаний. Да, контента нет, на его создание требуется время. В этот период кинотеатрам, безусловно, нужна государственная поддержка, иначе им придется закрыться. Уже более 30 процентов залов по всей стране прекратили работу. Но наша киноиндустрия точно способна создавать хорошие картины - как массовые, так и авторские. Продукт обязательно будет, причем качественный. Но при условии, что авторам не станут диктовать условия создания картин. Просто нужно время и комплексная поддержка отрасли, - отмечает Анатолий Тарабрин.

В ближайшие годы объем господдержки кинопроизводства будет только увеличиваться. В 2023-м Минкультуры РФ выделит на него 11,6 миллиарда рублей, в 2024 и 2025 годах - еще по 12,28 миллиарда. Предполагается, что это должно компенсировать кинотеатрам нехватку контента и обеспечить им посещаемость не только по праздникам.

Цифра

54,3%

составила доля отечественных фильмов в российском прокате в 2022 году.