Российских школьников научат играть в лапту, а белорусских - плести солому
Я давно занимаюсь дайвингом, катаюсь на горных лыжах. А вот в лапту сразиться пока не приходилось. Где можно научиться в нее играть и что даст этот навык, к примеру, моему сыну-семикласснику?
Русская лапта - командная игра с битой и мячом, одна из древнейших национальных спортивных игр.
Мячи и биты обнаружены в слоях XIV века при раскопках Новгорода, поэтому ряд исследователей считает, что именно русские эмигранты "завезли" лапту в Америку, где уже с XIX века начал приобретать популярность бейсбол. Но американская "лапта" от русской, конечно, отличается. Так, например, в бейсболе питчер (подающий) принадлежит команде обороняющихся. В русской лапте мяч подбрасывает партнер бьющего. Отличаются и биты, в лапте она больше похожа на небольшую длинную лопатку. При этом так же, как и в лапту, в бейсбол играют двумя командами (по девять человек), а площадка имеет вид четырехугольника: в России - это прямоугольник со сторонами 30 на 40 метров, в США - ромб со сторонами 27,4 метра. В России площадка разбита на две базы - "город" и "кон", в США - на четыре "дома", расположенных в четырех углах ромба.
В России, кстати, существует и своя Федерация русской лапты России, куда я и отправился за ответами на многочисленные вопросы. Кстати говоря, именно специалистами федерации и была подготовлена программа обучения, серьезную помощь оказал Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания. Минпросвещения, в свою очередь, утвердило образовательный модуль по внедрению в школы этой старой русской забавы.
По мнению Александра Костарева, первого вице-президента Федерации русской лапты России, для детей, которые сегодня зачастую больше времени проводят за партами, чем на свежем воздухе, лапта - настоящее спасение.
- Лапта ведь это не только спорт, через нее дети будут познавать культуру нашей страны, - увлеченно объясняет он. - В лапту играли Петр Первый, а Александр Суворов ввел лапту в подготовку солдат русской армии.
По его словам, играя в лапту, дети развивают не только силу, ловкость, выносливость и быстроту, но и стратегическое мышление.
- Лапта, по сути, - это генетический код нашей страны, так как это игра коллективная, а Русь издревле развивалась коллективно, общинами, - уверен Александр Костарев. - Сейчас снова наблюдается период расцвета, так как наших спортсменов сегодня исключают из федераций, не дают участвовать в Олимпийских играх. Так давайте с детского возраста прививать любовь к нашим, исконно русским видам спорта и развивать их!
Лапту при этом можно сделать настоящим локомотивом, который будет не только воспитывать спортивное поколение молодежи, но и давать ей путевку в жизнь, по аналогии с тем, как помогает становлению бывших школьников в США тот же бейсбол.
- В лапте очень четко формируются навыки, которые пригодятся в жизни, - соглашается вице-президент Федерации русской лапты в России. - В ней учат нападению и защите, стратегическому мышлению, смелости. То есть это не только спортивная, но и патриотическая, жизненная игра.
Кстати, продолжает он, играть в лапту можно не только на свежем воздухе, она доступна круглогодично.
- В спортивных залах можно играть в мини-лапту. Более того, скажу, что в лапту можно играть и в обычном классе, убрав все парты. Кроме того, эта игра доступна всем возрастам, от дошкольников до дедушек и бабушек, могут играть и мальчики, и девочки. Еще писатель Куприн сказал, что в ней найдется место для всех.
Этому помогает и невысокая стоимость инвентаря. Если в том же бейсболе стоимость бит может составлять сотни долларов, то экономическая доступность лапты намного лучше.
- Ту же биту можно выточить на любом столярном станке, которые сейчас есть в школах. А мяч использовать обычный теннисный, который в любом магазине можно купить за несколько сотен рублей.
При этом Александр Костарев считает, что очень быстро лапту вновь сделать популярной в школах игрой не получится.
- Здесь очень важно воспитать кадры, которые, как известно, решают все, - резюмирует он. - Нужно обучить учителей физкультуры, которые уже потом сами будут развивать этот вид спорта. Дальше уже все пойдет по накатанной, я уверенно могу сказать, что обучить ребенка игре в лапту можно всего за четыре-пять уроков.
Включение белорусских народных игр в школьную программу по физкультуре в виде специального блока неактуально по той простой причине, что до уровня популярности русской лапты им далеко.
В этих играх преобладают короткие перебежки, метания в цель и ловля предметов, силовая борьба, а в сюжетах прослеживаются сельскохозяйственные и охотничьи мотивы. Об этом говорят и названия: "Просо", "Редька", "Волк", "Стрела" и т.д. Впрочем, элементы таких подвижных забав в той или иной мере используются в образовательных программах для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Национальные традиции куда более востребованы у юных посетителей учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Их в Беларуси более 260. К слову, в преддверии нынешнего учебного года Министерством образования проведена системная работа по изучению и обобщению лучшего педагогического опыта: изданы сборники по этнокультурному воспитанию, декоративно-прикладному, художественному творчеству, проведены мастер-классы и т.п.
- Еще 10 лет назад интерес школьников к краеведению, изучению истории и обычаев своей страны был куда меньше, чем сегодня, - отмечает директор Республиканского центра экологии и краеведения Елена Онуфрович. - Однако в виртуальном пространстве всю жизнь не просидишь. Это понимают и многие родители. К нам на занятия приходят и дошкольники, и учащиеся выпускных классов - возрастной диапазон очень широк. По опыту вижу, что дети, успевшие глубоко вникнуть в тему, навсегда проникаются тем, как важно бережно относиться ко всему, что нас окружает, к своим корням, малой родине.
В Беларуси стремятся сохранить для потомков древние ремесла, ставшие визитной карточкой страны. Одно из них - соломоплетение, включенное в декабре прошлого года в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. В домах ремесел и центрах народного творчества учат древнему мастерству около ста мастеров, еще около 50 профессионалов преподают в учреждениях образования. Соломоплетение изучается в Белорусском государственном университете культуры и искусств, Белорусском государственном педагогическом университете, других вузах страны. Вторая тема - гончарное дело. Посуда из глины сейчас вновь на пике популярности. И мастера имеются. В частности, созданный почти два десятка лет при Доме культуры деревни Городная Столинского района Центр гончарства сейчас помогает рождению новой плеяды мастеров. А в Дрибинском районе Могилевской области, визитной карточкой которого является шерстобитный и валяльный промысел, в местном историко-этнографическом музее детей учат изготовлению валенок, а также других полезных и красивых изделий.
Чтобы понять, насколько востребованы объединения по интересам историко-художественного направления, достаточно пробежаться по расписанию занятий объединений по интересам любого районного центра дополнительного образования детей и молодежи. В одном из районов Минска, к примеру, работают народный ансамбль народной песни и музыки, объединение "Средневековая история и ремесла", несколько студий декоративно-прикладного и изобразительного творчества... И, конечно же, музей! Как вам, например, музейно-этнографическая экспозиция "Бацькава гняздо" в одном из минских центров допобразования, где каждый второй из более 400 экспонатов представляет собой интерес как этнографический памятник материальной культуры белорусской деревни ХIХ - начала ХХ века?.. Кстати, свой музей или экспозиционный зал должен в ближайшие месяцы появиться в каждой школе страны. Об этом буквально на днях заявил министр образования Андрей Иванец:
- Это фактически концепция школы-музея, чтобы все ребята, которые являются учащимися, знали историю своей страны, историю своего родного края.
Возвращаясь к физкультурно-спортивной теме, хочется добавить, что факультативно заниматься командными играми белорусские школьники вполне могут в профильных секциях. Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи предлагает разнообразные варианты: баскетбол, волейбол, гандбол, мини-баскетбол, мини-футбол, ринго, хоккей с шайбой, футбол, фрисби, футзал и другие игры.