Пять священников Русской православной церкви убиты на переднем крае. Хотя им почти сразу после начала СВО законодательно была предоставлена отсрочка от мобилизации: они по канону не могут брать в руки оружие. Но едут в зону военного конфликта и участвуют в нем, помогая тем, кто воюет. Привозя помощь - продукты и обмундирование, утешая, исповедуя, причащая, иногда перетаскивая и перевязывая раненых. А иногда и поднимаясь вместе с солдатами в атаку. Без оружия. С крестом. Идти в атаку впереди наступающих - еще дореволюционная практика русского священства. Конечно, редкая, потому что героическая. Но не умершая. Одному из убитых во время спецоперации священников, за которым как раз прицельно охотились с другой стороны, "батюшке спецназа", отцу Михаилу Васильеву недаром присвоено звание Героя России.
Патриарх, выступая в Госдуме, попросил не забыть о священниках на фронте и законодательно закрепить за ними все те социальные гарантии, которые есть у воюющих солдат, и это всего скорее будет сделано. Но под прицелом сегодня находятся не только священники на переднем крае. Под него попадает и сама православная церковь. Под особо расстрельным огнем оказалась каноническая Украинская православная церковь. Она подвергается беспрецедентным преследованиям со стороны государственной власти.
Обыски, уголовные дела по надуманным предлогам, оскорбление святынь, которые мы наблюдаем на Украине, Патриарх Кирилл сравнил с безбожной практикой преследования Русской церкви в советские времена. Это преследование надо воспринимать как часть глобального внешнего заказа, уверен Патриарх. По представлениям заказчиков независимое каноническое православие должно быть уничтожено.
Независимость православия, неуправляемого извне, и независимость России, опирающейся прежде всего на свои собственные традиционные духовные ценности, - это звенья одной цепи, тоже находящейся под давним прицелом.
Безоговорочно миротворчески настроенная, но независимая Русская православная церковь не может позволить себе стать объектом привычных манипуляций политически ангажированных и нелояльно настроенных к русскому миру мировых институтов. Мы уже чуть ли не полвека наблюдаем, как строго призывают к ответу за чьи-то нарушенные права одних, и как закрывают глаза на проделки других.
Поэтому когда от церкви ждут кому-то политически очень угодного "нет войне", ее иерархи со скорбью и здравомыслием отвечают, что Господь предупреждал нас в Евангелии, что войны будут сопровождать нас до конца времен как следствие греховности мира. И столь же трезво церковь предупреждает, что не желающая замечать этого публика, вытеснившая из своего сознания, например, страдания людей от обстрелов на Донбассе начиная с 2014 года, уже не сможет больше спрятаться от реальностей войны.
Церковная реакция на войну сформировалась в веках и остается неизменной, подчеркивает Патриарх. Церковь отвечает на нее молитвой, которая сегодня возносится во всех храмах, объединяя миллионы людей. И добавляет к ней - вера без дел мертва - еще и огромное доброделание своих прихожан и волонтеров. Помощь беженцам и всем пострадавшим в ходе военного конфликта стала ее особой заботой.
Еще важнее для церкви - прямая помощь раненым воинам и всем, кто несет очень тяжелый фронтовой труд. Тем более что среди российских воинов много православных людей.
Здесь логика проста. Родина требует защищать себя, и задача воина "честно и самоотверженно выполнить свой долг, сохраняя душевное благородство и достоинство", считает Патриарх.
Но при этом подчеркивает, что "борьба с врагом для христианина не должна превращаться в ненависть к отдельному человеку, которая сопровождается невероятной жестокостью, как мы это знаем по случаям обращения с нашими пленными по ту сторону ведения боевых действий".
Церковь никогда не делила и не делит свою паству на чужих и своих, не противопоставляет людей друг другу, зная, что в очах Божиих ценность имеет каждый человек, напомнил нам Патриарх. Невозможны разделения паствы по политическим и другим подобным признакам.
А единая Киевская купель крещения для русских, украинцев и белорусов, по его словам, все-таки серьезное свидетельство того, что народ Украины и России не может быть заинтересован в развернувшейся между странами междоусобной брани.
- Поверьте мне, у меня есть достаточно информации из глубин украинской жизни, которая свидетельствует именно об этом, - сказал Патриарх.
Но этот общий для нас мир и единая купель крещения тоже уже давно под прицелом.
- Всем людям доброй воли нужен справедливый и прочный мир. Но сформировавшийся на Западе ценностный политический мейнстрим приводит к тому, что традиционные нормы христианской нравственности, особенно касающейся брака и семьи, подвергаются целенаправленной маргинализации, - напомнил Патриарх. - Мы не можем согласиться и смириться с надругательством над нашим духовным наследием и позволить вернуться во времена, когда под лозунгами прогресса из жизни людей удалялась вера и их национальная и культурная идентичность.
Обратившись к теме покинувших Россию граждан ( по предположению Патриарха, "всего скорее из-за страха смерти, который они испытали"), он посчитал, что многие из них "нуждаются в духовной помощи, в назидании". Отметил, что люди уехали по разным мотивам, и посоветовал не спешить выносить общие суждения обо всех.
Удивляться массовым отъездам, по его словам, тоже не нужно: многие годы в России молодому поколению насаждались импортированные извне и некритично воспринятые им ложные ценности.
- Часть нашей молодежи превращена во "внутреннюю эмиграцию", тогда как ситуация в Отечестве требует от них, как и ото всех, здравомыслия и патриотизма, - отметил Патриарх.
Он также обратил внимание депутатов на проблемы восстановления городов и сел и готовности церкви участвовать в залечивании ран военных действий.
С одобрением отозвался о законодательном запрете для иностранцев использования услуг суррогатных матерей в России и напомнил о давно предлагаемой им мере против абортов - выведении их из системы ОМС и исключения из схем возможной наживы для тех, кто делает платные аборты. В России нужно увеличивать законодательную поддержку материнства и помощи многодетным семьям, считает патриарх, поскольку военные события и пандемия ковида только усугубляют стоящий перед Россией демографический вызов.
- Поверьте мне, у меня есть достаточно информации из глубин украинской жизни, свидетельствующей о незаинтересованности в междоусобной брани, сказал Патриарх.