И он не фейк! Он совершенно невероятный. Знает кучу языков, кажется, 15, выучил их все сам. И, кстати, охотно делится особенностями своего метода. Что приятно, без рекламы. Телеграм-канал у него на русском. Он долго жил в Питере. Страшно богатый, но со странностями. Представляете, он раскопал Трою. Он вообще фанат Греции, особенно Древней. Даже своих детей назвал Агамемнон и Андромаха. Надо же такое придумать! Впрочем, бывают имена и страннее, а эти - с традицией, настоящей, идущей еще со времен "Илиады". В общем, рекомендую. Ставьте лайки, плиииз!
Тут все-таки придется пояснить, что это не розыгрыш. И если вы не верите в Генриха Шлимана в Телеграме, то вспомните, что до него все считали Трою фейком, придуманным Гомером. В существовании Гомера тоже многие сомневаются, но все о Гомере (ну, или то, что о нем знают сегодня) можно узнать с помощью Пушкинского музея на YouTube.
Нет, разумеется, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но услышать тоже неплохо. А лучше и увидеть, и услышать! Нет, не обязательно только в телефоне. Можно прийти в Пушкинский, где, собственно, и хранится значительная часть сокровищ Трои, найденных Шлиманом. Если точно - 258 произведений. Это было большой тайной с 1945-го по 1995-й, но теперь все знают о спасенных сокровищах из музеев Берлина. В апреле 1945 года директор Музея первобытной и древней истории Вильгельм Унферцагт передал Троянскую коллекцию офицеру Советской армии в бетонированном бункере противозенитной батареи около зоопарка Берлина - Flakturm am Zoo. Потом она хранилась в "особом фонде", к которому практически никто не имел доступа. Выставка "Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана" в апреле 1996 года стала мировой сенсацией.
Так вот, возвращаясь к находкам Шлимана. 31 мая 2023 года исполняется 150 лет с того дня, как Генрих Шлиман нашел тот клад, который вошел в историю как "Золото Трои". А у самого Шлимана в 2022-м был юбилей - 200 лет со дня рождения. За эти двести лет Генрих Шлиман успел стать легендарной фигурой. Проект "Шлиман. Троя рядом" - это оммаж подвигу Генриха Шлимана, предпринимателя, полиглота, авантюриста, археолога, открывателя Трои. Проект этот делали участники молодежного направления "Пушкинский. Youth" (от учеников 6-го класса до первокурсников "Вышки") вместе с "античниками", сотрудниками отдела искусства и археологии Античного мира ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Проект этот называется образовательным. Не верьте - это гораздо круче, чем образовательный проект. Не потому даже, что там можно найти комиксы и поучаствовать в квесте по музейным залам, услышать "Илиаду" на древнегреческом и узнать, сколько времени нужно было, чтобы сказитель прочел ее полностью, узнать, что думали о Генрихе Шлимане его современники (спойлер - смеялись!)... Ради этого проекта из запасников музея перенесли в основную экспозицию микенский кубок и египетский изразец с изображением пленника. Того, кто принадлежал к "народам моря", чье нашествие на Египет было одним из первых "переселением народов". Кстати, Шлиман и его коллега Генри Бругш-Бей первыми связали египетские источники о Троянской войне и микенскую керамику...
Но главное - этот проект открывает Шлимана не только как "человека, который нашел Трою", но как очень современного героя. Ответ на вопрос, почему "Илиада" для Шлимана стала путеводной книгой по жизни, сегодня выглядит понятным. Если бы мы все больше читали "Илиаду", желательно на древнегреческом, может быть, мы знали бы чуть больше не только о Троянской войне, но и о себе.
Наконец, отдельный раздел новой экспозиции, посвященной кладу Трои и Генриху Шлиману, показывает тесные связи Шлимана с Россией, рассказывает о его дружбе с московским купцом Сергеем Афанасьевичем Живаго, семья которого, в свою очередь, много сделала для Пушкинского музея.
На самом деле увлечение античностью в конце ХIX века в Европе возродилось благодаря открытиям Шлимана, что стало одним из стимулов для возникновения и Музея учебных слепков, задуманного профессором Иваном Владимировичем Цветаевым. Книга "Илион" Шлимана, присланная Цветаеву лично автором, тому одно из свидетельств. Рукопись перевода монографии Шлимана про Итаку, копия "маски Агамемнона", первая публикация о "Кладе Приама" - это те "кирпичики", из которых тоже складывалась идея Музея изящных искусств...