Российские лесоматериалы можно будет перевозить в страны ЕАЭС на грузовых автомобилях

Российские компании с 31 января смогут перевозить лесоматериалы в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), кроме Армении, на грузовых автомобилях. Ранее их можно было перевозить только по железной дороге. В соответствующем постановлении правительства отмечается, что позже бизнес из стран ЕАЭС сможет через Россию перевозить лесоматериалы также на автомобилях.

В документе уточняется, что разрешение действует на четыре пункта пропуска: Бугристое (Челябинская область - Казахстан); Озинки (Саратовская область - Казахстан); Петухово (Курганская область - Казахстан) и Красная горка (Смоленская область - Беларусь).

В 2022 году Евросоюз запретил импорт древесины из России. Эксперты отмечали, что это очень серьезный удар по лесопромышленному комплексу страны. В декабре глава одного из крупнейших в стране лесопромышленных холдингов ГК "УЛК" Владимир Буторин заявил, что компания остановила свое производство пеллет в Новгородской области и планирует остановить остальные пеллетные заводы. Буторин отмечал, что лесопромышленному комплексу нужна логистическая поддержка, комментировать вступление в силу новой меры в компании не стали.

Как отметил гендиректор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов, отсутствие сбыта - ключевая проблема отрасли, более того, остается нерешенным вопрос с логистикой - железная дорога перегружена.

Перспективными рынками сбыта для российского леса называют Ближний Восток, Китай, Северную Африку и Индию

Другой важный логистический вопрос - грузовое ограничение внутри России в 44 тонны. "Лесопроизводителям лес доставляется с помощью различных видов транспорта, и не только туда, где есть железные дороги. Лишь небольшой процент сырья поступает прямо на предприятия с помощью РЖД. В связи с этим грузовое ограничение в 44 тонны начинает губить отрасль", - отметил Иртуганов. По его словам, даже в районах, где нет мостов и новая инфраструктура, дороги проектируются под это ограничение, что способствует удорожанию продукции.

"Мы сами понижаем свою конкурентоспособность еще на начальном этапе. Помимо проблемы с грузовым ограничением есть трудности и с автопарком: обслуживание, запчасти и прочее. Все это вместе повышает себестоимость производства, при том что цена на многие товары падает, например, на фанеру и плиты", - сказал глава ассоциации.

Вступившая в силу новая мера поддержки лесопромышленников, как отметили в компании "Технониколь", направлена на поддержку экспортеров лесоматериалов, материалов, которым только предстоит пройти первичную обработку, к ним относятся: пиломатериалы, шпалы, бревна и грубо обработанная древесина.

Иртуганов отметил, что данная мера поможет бизнесу, ведь страны ЕАЭС - это российский традиционный рынок по многим видам позиций лесопромышленного комплекса. "Что касается новых перспективных направлений, то это Ближний Восток. Усиление позиций происходит там, в Китае и Северной Африке. Также можно выделить рынок Индии", - сказал Иртуганов .

По предварительным данным, в прошлом году объем экспорта отечественных пиломатериалов составил 22,7 млн кубометров. Российская обработанная древесина поставлялась на рынки более чем 15 стран Северной Африки и Ближнего Востока, где большая часть всего экспорта была направлена в Иран и ОАЭ: 379 тысяч кубометров и 334 тысячи кубометров соответственно, рассказали раннее в Рослесинфорге.