По мнению экспертов, рекомендация дана "в помощь" соответствующему распоряжению правительства двухлетней давности. Речь в нем идет о расширении сбыта отечественной продукции, мерах по обеспечению продовольственной безопасности, стимулировании предпринимательской активности. Интересно, что в письме Минпромторга подчеркивается необходимость предоставлять площадки для нестационарной торговли на льготных условиях или вообще безвозмездно, что даст палаткам и киоскам конкурентные преимущества перед большими собратьями. С другой стороны, власти надеются на синергетический эффект, который позволит усилить приток покупателей в ТЦ.
Региональные чиновники не торопятся комментировать предложение Минпромторга, да и многие эксперты и представители бизнеса тоже пока в процессе осмысления. Координатор Ассоциации малоформатной торговли по Свердловской области Ильдар Рахматуллин сомневается, что этот документ способен совершить переворот в ситуации с киосками, которая в последние годы для малого бизнеса только усугубляется.
- Пока в Екатеринбурге сохраняется тенденция к сокращению числа нестационарных торговых объектов - НТО исчезают медленно, но верно. Часто можно услышать: "Киоски - это прошлый век, вот на Западе их нет". Тем не менее павильоны и сегодня можно увидеть возле некоторых ТЦ. Все зависит от того, чья это земля. Если она в собственности торгового центра, решение за владельцем. Нередко он устанавливает собственные киоски и просто сдает их в аренду. Если земля муниципальная, решение за мэрией. Трудно сказать, повлияет ли на местные власти рекомендация Минпромторга, - размышляет он.
Еще более скептически настроен представитель собственников НТО Денис Рудаков. Он напомнил, что федеральные власти давно признали нестационарку важным сегментом торговли, развивающим конкуренцию, поддерживающим местных производителей и фермерство. Это звучит, например, в приказе Минпромторга от 25 декабря 2014 года № 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года". Затем последовало еще несколько документов, в том числе распоряжения правительства № 208-р от 30.01.2021 года и № 353 от 12.03.2022 года. Однако на региональном уровне совсем другая политика, подчеркивает он.
- Местные власти в пику Федеральному закону "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" внесли изменения в правила благоустройства. В них перечисляется, где нельзя размещать НТО. Перечень длинный: в 25-метровой зоне у выходов из метро, подземных переходах, на остановках общественного транспорта, подземных коммуникациях, на газонах и тротуарах, то есть фактически нигде в Екатеринбурге, - заключает Рудаков.
Кроме того, городские власти, по его словам, отказываются отмечать в градостроительной документации конкретные точки размещения НТО. В результате установить точное местоположение павильона весьма непросто, и порой из-за этого предприниматель не может доказать законность своего объекта даже при наличии договора.
- Рекомендация Минпромторга вряд ли изменит сложившийся порядок, - подытожил Рудаков.
А вот ученые-экономисты задумываются о другом: смогут ли НТО и ТЦ вообще "жить в любви, согласии и синергии".
- Екатеринбург - город торговых центров. И здесь ситуация двойственная. С одной стороны, ТЦ заинтересованы в арендных платежах от киосков и павильонов, к тому же последние могут привлекать новых посетителей. С другой же - новые киоски, например с одеждой, - это потенциальные конкуренты для самих ТЦ. Должна быть найдена некая золотая середина, баланс интересов. Уличная торговля - это неплохо, но важно, чтобы территория возле ТЦ не превращалась в вещевой рынок образца 1990-х, - считает профессор кафедры пищевой инженерии УрГЭУ Роза Тимакова.
В свердловских муниципалитетах, кажется, вообще не видят необходимости в переменах. Ответ от екатеринбургской мэрии "РГ" получить не удалось, но в двух других крупнейших городах региона мнения властей практически совпадают.
- Места для наших товаропроизводителей выделены давно, но чаще они торгуют не в отдельно стоящих киосках или павильонах, а в отделах внутри торговых центров. Например, известный не только в Нижнем Тагиле, но и по всей стране производитель детской одежды и трикотажа компания "Лемиве" давно и успешно продает свою продукцию во многих торговых центрах города, - рассказала "РГ" руководитель пресс-службы администрации Нижнего Тагила Алла Жернакова.
Она затруднилась оценить необходимость внесения изменений в порядок размещения НТО для исполнения федеральных рекомендаций, да и решение об установке таких объектов должна принимать не мэрия, а владельцы ТЦ, считает Жернакова.
Примерно такие же подходы к малоформатной торговле и в Каменске-Уральском.
- С НТО мы взаимодействуем в рабочем режиме, - сообщила главный специалист отдела развития потребительского рынка, предпринимательства и туризма горадминистрации Светлана Байнова. - Рассматриваем заявки предпринимателей на комиссии и принимаем решение согласно схеме размещения НТО - с представителями горархитектуры, ГИБДД. Причем не могу сказать, что в последнее время число заявок увеличилось. В Каменске-Уральском 32 крупных торговых комплекса, и, конечно, если земля находится в частной собственности, решение о размещении киосков вблизи ТЦ принимает владелец.
Кстати, еще четыре года назад в Каменске выделили пять специальных площадок для реализации продукции крестьянских и фермерских хозяйств. Говорят, все они находятся в зоне высокого покупательского трафика. В муниципальной схеме размещения НТО также значатся 14 мест для развозной торговли, три - для реализации бахчевых культур, 29 площадок для сезонной продажи живых елей и искусственных цветов.
Не забывают и о ярмарочном формате: в прошлом году для поддержки местных сельхозпроизводителей и владельцев личных подсобных хозяйств и фермеров на территории Каменска-Уральского появились три площадки, на которых провели 36 ярмарок. Достаточно ли этого для пресловутой поддержки местных производителей, сказать трудно. Как и ответить на вопрос, будет ли устойчивым спрос на товары в уличных павильонах, открытых вблизи ТЦ. Ответ, судя по всему, нужно искать эмпирическим путем.
Кстати
С целью поддержки местных сельхозпроизводителей в некоторых екатеринбургских супермаркетах недавно открылись так называемые "фермерские дворики" и "фермерские лавки". Из плюсов - находятся в тепле, под крышей, выглядят чисто и опрятно, продукция свежая. И с продукцией крупных сетей не конкурируют - ретейл за этим следит. Словом, "синергия в действии". Главный минус - зачастую "кусачие" цены.