В то же время он напомнил, что в начале двухтысячных производственная база предприятий в сегменте гражданского авиастроения была в значительной степени физически и морально изношена.
Наиболее критическая ситуация складывалась с созданием линейки гражданских современных авиационных двигателей, а также электронного оборудования, что является основным фактором, который сдерживал планы по строительству отечественных самолетов.
За последние годы, как отметил Патрушев, в отечественной авиации произошел ряд положительных изменений. По его мнению, сегодня даже в условиях санкций у России имеются все возможности, чтобы отечественный авиапром не только преодолел текущие сложности, но и получил новый импульс для развития.
"И это, конечно, шанс для авиапредприятий отрасли значительно увеличить объемы производства", - подчеркнул секретарь Совбеза.
По его словам, в ближайшие годы доля отечественных самолетов в парке российских авиакомпаний должна кардинально вырасти. Так, согласно утвержденной в июне прошлого года Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли РФ до 2030 года, для нужд гражданской авиации планируется поставить свыше тысячи воздушных судов. Из них - 270 МС-21, 142 "Сухой Суперджет" и 70 Ту-214.
По данным Патрушева, для обеспечения серийного выпуска самолетов и вертолетов отечественного производства предусмотрен выпуск почти пяти тысяч двигателей.
"Долю самолетов российского производства планируется довести с 35 до 81 процента. В этой связи авиационной промышленности необходимо в сжатые сроки существенно нарастить мощности, создать новые производственные линии", - подчеркнул секретарь Совбеза.
В то же время он отметил, что в авиационной промышленности сохраняется острый дефицит инженерно-технических кадров и работников, в том числе конструкторов и технологов. Так, на сегодняшний день общая потребность предприятий авиапрома составляет свыше 14 тысяч человек.
Проблема, по мнению Патрушева, и в постоянном оттоке молодых людей из регионов, где располагаются базовые предприятия авиапрома и вузы.
Так, в частности, секретарь Совбеза обратил внимание на то, что ежегодно из 800 выпускников средних школ Рыбинска лишь 12 процентов поступают в Рыбинский государственный авиационный технический университет, притом что это высшее учебное заведение является одним из центров научных компетенций в области двигателестроения и ключевым поставщиком кадров для рыбинского двигателестроительного предприятия ПАО "ОДК-Сатурн".
Кроме того, по словам Патрушева, снижается количество российских школьников, которые выбирают в качестве дальнейшего места своего обучения Рыбинский университет. В результате непродуманной и недальновидной политики сокращения бюджетных мест в нерейтинговых вузах за последние 15 лет численность студентов Рыбинского университета сократилась почти в пять раз. В связи с этим из профессии ушли и преподаватели.
По мнению секретаря СБ РФ, недостаток молодых квалифицированных инженерных кадров, подготавливаемых Рыбинским университетом, не только не позволяет восполнить имеющийся у ПАО "ОДК-Сатурн" дефицит в сотрудниках, но и ставит под угрозу реализацию задачи по наращиванию производства современных отечественных авиадвигателей. "Необходимо переломить этот тренд, восстановить потенциал вуза, его статус, престиж, материальную и лабораторную базу", - указал Николай Патрушев.
Понятно, что местную молодежь одними только красивыми словами в пусть и красивом, но скучном, по их мнению, городке с маленькими зарплатами не удержать. "Проблема в том, что современные абитуриенты зачастую выбирают не вуз и специальность, а город и среду, в которых они проведут от четырех до шести лет своей жизни", - считает полпред президента в ЦФО Игорь Щеголев. Отсюда, по его словам, важность таких вопросов, как комфортная городская среда, современный студенческий городок - кампус и общественное пространство.
По итогам совещания Николай Патрушев поручил руководству области совместно с потенциальными инвесторами и федеральными министерствами проработать вопрос создания в Рыбинске особой промышленной экономической зоны и университетского кампуса мирового уровня.
За считанные дни число вакансий на предприятиях омского оборонного комплекса увеличилось сразу на тысячу человек.
- Такая динамика связана с ростом объемов производства. В первую очередь цехам требуются инженеры и мастера, - сообщила замминистра труда и социального развития Омской области Ирина Варнавская.
На фоне кадрового дефицита заводы нацелены принимать не только специалистов, но и всех желающих: от старшекурсников, до омичей пенсионного возрастов.
- Мы готовы учить всех, кто в этом заинтересован, особенно по рабочим специальностям, - отмечает директор по персоналу "Омсктрансмаш" Екатерина Ветчинкина.
Для привлечения иногородних граждан власти ввели специальные стимулы. С 1 января за каждого такого трудоустроенного на предприятии ОПК работодатель получит компенсацию в размере 292 тысяч рублей.
Заводы расширяют и перечень социальных гарантий. Это не только достойная официальная зарплата, полный соцпакет, бесплатное обучение, но и санаторно-курортное лечение, компенсация аренды жилья.
У каждого предприятия свой пакет льгот. Самые высокооплачиваемые вакансии на омских оборонных заводах: инженер-программист - до 170 тысяч рублей. На 11 предприятий ОПК региона с начала года приступили к работе более 600 человек. За последние полгода - почти пять тысяч.
Подготовила Светлана Сибина