Строительство и модернизация аэропортовой инфраструктуры необходимы для развития внутренних воздушных направлений и обеспечения транспортной доступности регионов, а также для повышения безопасности полетов, отмечают в Росавиации. Для улучшения координации работ по строительству объектов транспортной инфраструктуры с 2022 года мероприятия по развитию аэродромов проводятся единым государственным заказчиком - ФКУ "Ространсмодернизация".
Любой аэропорт - это, в первую очередь, объект транспортной инфраструктуры, и он должен быть оснащен специальными системами для выполнения своей основной функции - перевозки пассажиров и грузов, отмечает эксперт по системам физической безопасности КРОК Артем Романов. Людей нужно зарегистрировать на рейсы, а багаж - принять и погрузить в нужный самолет, предварительно проверив на отсутствие запрещенных к перевозке предметов. Помимо этого, необходимо управлять выходами на посадку и оперативно оповещать людей об изменениях или задержках, звать опаздывающих на рейсы. Также службы аэропорта должны в режиме онлайн обмениваться информацией с работающими там авиакомпаниями, координировать вылетающие и идущие на посадку самолеты, распределять автобусы для пассажиров, составлять расписание и управлять им.
Правильно парковать самолеты к телетрапам (именно так называются пешеходные коридоры, по которым можно зайти в самолет сразу из здания аэровокзала, не выходя на улицу) - тоже непростая задача. Самолеты имеют разный размер и высоту, парктроников у них нет, и помочь пилотам остановиться в нужном месте помогает система визуальной парковки воздушных судов. Специальное оборудование нужно и для взлетно-посадочных полос (ВВП), рулежных дорожек, мест стоянки и обслуживания самолетов. И для всех этих систем требуются бесперебойное электроснабжение, связь, вычислительные мощности и системы хранения, средства информационной безопасности, поясняет эксперт. Так что без самой современной техники просто не обойтись.
"Пример современной системы для аэропорта - многопозиционная система наблюдения. В настоящее время это единственная технология в мире, которая позволяет определять местоположение воздушных судов и другой техники на летном поле одновременно с их опознаванием", - рассказывает заместитель гендиректора компании "Авиателекоминвест" Андрей Потемкин. Данные системы позволяют повысить безопасность и эффективность аэродромных операций, в особенности в сложных метеорологических условиях, предотвратить несанкционированное занятие взлетно-посадочной полосы. Такие системы уже разработаны и производятся в России, ими оснащено около 20 отечественных аэропортов. В ближайшее время предстоит заменить две зарубежные системы, которые были установлены ранее, на отечественные аналоги, добавляет представитель отрасли.
Генеральный директор компании "Курсир" Виталий Муниров отмечает, что новые аэропорты оснащаются оборудованием НПО "РТС", Азимут, НИТА. И все это отечественные разработки. Компанией "Курсир" создан мобильный и компактный радиоизмерительный комплекс "БАС-ЛП-М" для проведения летных измерений средств радиотехнического обеспечения полетов в аэропортах. Разработка позволяет значительно сократить стоимость выполнения летных проверок за счет сокращения расходов на выполнение многочасовых полетов в зоне аэродрома и перелетов между аэропортами, говорит Муниров.
Системы радиотехнического обеспечения не претерпели изменений в связи с ограничениями. Это все те же ILS, VOR, DME, ADS-B, MLAT, GBAS.
Активное обновление инфраструктуры аэропортов началось в рамках комплексного плана модернизации магистральной инфраструктуры, запущенного в числе других нацпроектов в конце 2018 года. В 2020-м на реконструкцию и строительство аэропортов направили 26,4 миллиарда рублей бюджетных средств. Тогда начались работы в Новосибирске, Томске и Минеральных Водах. На субсидирование пассажирских воздушных перевозок в 2021 году было выделено 21,24 миллиарда рублей, для сравнения в 2019 и 2020 годах выделяли по 15 миллиардов. В 2022 году завершились или подошли к стадии строительно-монтажных работ проекты в региональных аэропортах Республики Саха (Якутия) - в Белой Горе, Депутатском, Вилюйске, Сангаре, Хандыге, отмечают эксперты.
Недавно после реконструкции в работу введены аэропорты Верхневилюйска, Жиганска, взлетно-посадочные полосы в аэропортах Олекминск и Нерюнгри. Если брать другие регионы - в позапрошлом году в Челябинске редизайн и ребрендинг прошел аэропорт Баландино, который теперь будет носить имя Игоря Курчатова. В аэропорту Емельяново в Красноярске появилась новая магистральная рулежная дорожка. Благодаря ей аэропорт может принимать вместо 12 до 24 рейсов в час.
По данным Росавиации, в этом году на реконструкцию и строительство аэропортов направят 36 миллиардов рублей. Планируется ввести в эксплуатацию международный терминал в аэропорту Хабаровска, откуда будут выполняться рейсы в Южную Корею, Китай, Японию, Таиланд. А из аэропорта Пулково (Санкт-Петербург) будут отправляться дополнительные рейсы в Индию, Китай, Вьетнам, ОАЭ, Катар, Саудовскую Аравию, говорит независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов.
"В рамках концепции развития аэродромной сети России за 2021-2035 годы в стране планируется провести реконструкцию 62 аэродромов и аэропортов, а также строительство 53 площадок для авиаперелетов. Например, в 2023 году планируется начать строительство нового аэровокзала площадью 14 тысяч квадратных метров и пропускной способностью 800 пассажиров в час в Магадане, который в 2024 году уже будет функционировать. Оснащение нового аэропорта будет отличаться двумя телескопическими трапами и автоматической системой обработки багажа", - отметил Алексей Тузов.
Также к декабрю 2023 года в аэропорту Ставрополя планируется завершить строительство нового терминала. В 2025 году начнется строительство нового комплекса аэропорта Ижевска. Обновление также ждет аэропорты Мурманска, Читы, Полярного, Усть-Неры, Магадана, Тынды, Бухты Провидения, Марково, Лаврентии и Магнитогорска.