В Еврокомиссии разъяснили, когда к топливу из России не будут применяться санкции

В Еврокомиссии (ЕК) уточнили условия работы потолка цен на российские нефтепродукты и запрета их импорта для стран Евросоюза. Из-под действия этих санкций освобождается топливо, произведенное из российского сырья в третьих странах, а также полученное в результате смешивания российских и иностранных нефтепродуктов за пределами России.

Уточнения технические, но из них можно сделать далекоидущие выводы. В первую очередь о том, что в Евросоюзе прекрасно понимают, что избытка топлива на рынке нет и в ближайшее время не предвидится, поэтому российское топливо в том или ином виде им покупать придется. В определенном смысле ЕК дал сигнал европейским компаниям искать наилучшие варианты поставок нефтепродуктов из стран, не поддержавших санкции Запада против России.

Ближайшая такая страна к Евросоюзу, обладающая большими мощностями нефтепереработки, - Турция. По данным финского Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA), в конце января Турция серьезно увеличила закупки российских нефтепродуктов. В декабре и первой половине января Турция импортировала из нашей страны готового топлива на 35-50 млн евро в неделю, а с 23 по 29 января - на 100 млн евро.

При этом сам Евросоюз в последнюю неделю января закупил российских нефтепродуктов на более чем 250 млн евро, что, впрочем, не является рекордом и укладывается в средние показатели импорта готового топлива из нашей страны перед вступлением в силу эмбарго на их поставки 5 февраля.

Но основные объемы топлива все равно ЕС придется получать в первую очередь из Индии, а затем из Китая. Здесь главным негативным фактором для ЕС станет стоимость доставки. Как отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра "ИнфоТЭК" Валерий Андрианов, переключение с российского топлива на поставки из других регионов приведет к подорожанию горючего в Европе.

Помимо фактора дополнительных издержек на транспортировку топлива до Европы, восточные страны не преминут воспользоваться дефицитом на европейском рынке и, скорее всего, поставки будут осуществляться по более высоким ценам. Но суть потолка цен как раз и сводится к тому, чтобы не вычеркнуть российский бензин и дизель из глобального топливного баланса, а вынудить Россию поставлять его по низким ценам. Предполагается, что дешевые российские нефтепродукты будут либо поставляться в страны Азии, выдавливая с местных рынков горючее местного производства и стимулируя его экспорт на Запад, либо же через механизмы серого рынка, после смены владельца и сопроводительных документов, поступать в ту же Европу, считает эксперт.

Причем для компаний из третьих стран реэкспорт российских нефтепродуктов будет очень выгодным делом, поясняет портфельный управляющий УК "Альфа-Капитал" Дмитрий Скрябин. Производство топлива из российского сырья или смешивание с нефтепродуктами из других стран выведет их экспортеров в ЕС из-под санкционного риска.

Евросоюзу, чтобы избежать дефицита, придется покупать российское топливо в виде смесей или топливо, произведенное из нашего сырья

Для российских компаний исключения ЕК особенно ничего не меняют. Наш главный импортер нефтепродуктов - Европа - больше покупать их у нас не будет. А это означает, что даже в случае их перепродажи на Запад из третьих стран, нам придется доставлять их до стран реэкспортеров. Хорошо, если это Турция, здесь логистика особой роли не играет. А вот доставка из портов Черного и Балтийского морей в Индию или Китай будет существенно повышать затраты.

По мнению Скрябина, исключения ЕС помогут поддержать спрос на отечественные нефтепродукты вне ЕС. Но пока трудно судить количественно насколько. Пока нет точной оценки всех логистических издержек, а также вопросов с доступностью и стоимостью малотоннажного флота для доставки наших нефтепродуктов до покупателя с учетом увеличения маршрута перевозок.