Только по железной дороге производители отправили в Калининградскую область более 152 тысяч тонн строительных материалов в 2022 году. Однако этот объем не смог полностью закрыть потребности отрасли. Без дополнительных рейсов на паромах и сухогрузах из Ленинградской области строительство важных объектов инфраструктуры пришлось бы остановить. При этом существующие литовские квоты на железнодорожный транзит калининградские предприятия исчерпали еще в ноябре прошлого года.
Доставку цемента, стекловаты, металлопроката и дерева к концу года пришлось полностью переключить на море, что привело к дополнительным расходам на логистику и зеркальному росту цен. Сегодня 50-килограммовый мешок цемента в Калининградской области в среднем обходится в 513 рублей - это самый высокий показатель среди всех регионов Северо-Запада.
Один из крупнейших производителей стройматериалов в России подчеркнул, что в прошлом году доставил в западный эксклав страны около полумиллиона тонн цемента. На паромах его перевозили в биг-бэгах и насыпным способом, по суше - через железнодорожные поставки. При этом компания специально переориентировала логистику своих предприятий, увеличила транспортные мощности, количество вагонов и ввела дополнительные отгрузочные смены.
В январе этого года производитель планировал отправить в Калининградскую область по железной дороге 14 тысяч тонн цемента, однако пока уверенности в том, что Литва пропустит составы, нет. Все упирается в объемы квот, окончательного решения по которым до сих пор нет. Это увеличивает риск образования дефицита стройматериала в регионе.
- С 1 января РЖД и Литва проиндексировали тарифы на железнодорожные грузоперевозки в среднем на 20 процентов. Для цементников также выросли цены на сопутствующие товары, включая газ и уголь. Все это приведет к росту себестоимости цемента и, соответственно, повышению издержек производителей и покупателей, - отметил директор по закупкам и логистике компании - производителя стройматериалов Денис Назаров. - Калининградская область - важный для нас регион, в котором сейчас идет крупное инфраструктурное строительство. Уверены, что прошлогодний опыт позволит нам организовать бесперебойную логистику и ритмичную поставку цемента ключевым предприятиям региона. Пока рассчитываем перевезти железнодорожными составами такой же объем, как и в 2022 году.
Калининградский бизнес настроен не столь оптимистично. Даже если дефицита цемента не возникнет, вопрос его будущей цены остается открытым. Учитывая, что большинство крупных контрактов заключали заранее, 20-процентную разницу в тарифах придется пересчитывать. Это может привести к нежелательному изменению проектно-сметной документации. В выигрыше останутся предприятия, которые запаслись цементом впрок или успели завершить основные работы до его подорожания.
- Пока мы не получали писем от поставщиков бетонных смесей об изменении стоимости строительных материалов. Но у нас и степень готовности монолитных сооружений на важных федеральных объектах довольно высокая. Например, здание филиала Третьяковской галереи уже полностью построено, сейчас мы занимаемся отделкой, - рассказал "РГ" генеральный директор крупной строительной компании региона Дмитрий Ржанников. - В целом мы себя обезопасили и обеспечили бесперебойность строительного процесса. Сырье и металлопрокат получаем только по морю, для этого заблаговременно фрахтуем суда. Если говорить о бетонных смесях, то мы заключили долгосрочные контракты с местными предприятиями на их поставку. Существует отдельный график поставок бетона, который составляется на основе еженедельных потребностей строительной площадки.
Рост себестоимости цемента приведет к повышению издержек производителей и покупателей
В правительстве Калининградской области отметили, что единственным способом решения транзитной проблемы по-прежнему остается усиление морских паромных линий и субсидирование перевозок санкционных грузов. Вопрос с нехваткой цемента частично начали решать в ноябре 2022 года. Тогда новый сухогруз "Механик Ярцев" доставил из порта Бронка в Калининградскую область более двух тысяч тонн цемента.
При этом владелец судна стал одним из первых участников федеральной программы субсидирования морских перевозок между самым западным регионом страны и основной частью России. Благодаря льготному тарифу удалось частично сдержать рост цен на стройматериалы. Всего на программу субсидирования федеральное правительство выделило в прошлом году 1,3 миллиарда рублей. Это позволило доставить в российский эксклав более 900 тысяч тонн грузов, которые из-за санкций невозможно было перевезти наземным транспортом. В 2023 году Росморречфлоту на эти цели выделят еще 3,8 миллиарда рублей.
Квоты для провоза товаров, попавших в санкционные списки Евросоюза, для Калининградской области установили в конце июля 2022 года. Их размер не должен превышать средних значений ввоза в регион России аналогичных грузов за последние три года. Значения рассчитываются по каждому товарному коду. По некоторым позициям объемы квотирования искусственно
2,8 миллиона тонн товаров погрузили на Калининградской железной дороге в 2022 году. занижены, что приводит к превышению лимитов и невозможности доставки отдельных грузов железнодорожным транспортом.
Пока в Калининградской области из-за сложной логистики дорожают строительные материалы, на основной части России ситуация с ценами прямо противоположная. По последним данным Росстата, стройматериалы в среднем по стране подешевели на 0,5 процента.