Он стартовал в октябре прошлого года, когда торговые площадки ТЦ окончательно освободились от части иностранных брендов. Город выделил около 90 миллионов рублей для того, чтобы местные производители одежды, обуви и аксессуаров могли бесплатно представить к продаже свои модные коллекции.
Насколько же действенным оказался эксперимент для модельеров и готовы ли покупатели ТЦ приобретать почти эксклюзивные вещи, цена которых заведомо выше, чем в привычном массмаркете?
В итоге в торговых центрах города разместилось 110 петербургских брендов. Причем это были не только раскрученные компании с собственным производством и магазинами, но и начинающие модельеры, для которых такой офлайн-опыт продвижения продукции стал первым.
Кстати, отечественный рынок одежды и аксессуаров в сегменте middle+ после ухода иностранных брендов показал всплеск активности. И, несмотря на трудности, снижать ее не собирается. Некоторые модельеры, как, к примеру, предприниматель и создатель бренда TinyGirl Маргарита Исаева, именно в этот период решились на запуск бизнеса.
Об изменении покупательского поведения свидетельствуют не только новички, но и опытные дизайнеры. По мнению владелицы бутиков женской одежды Tata Татьяны Степановой, сейчас люди, ориентированные на сегмент выше среднего, вообще перестали ходить в торговые центры, предпочитая этому виртуальные покупки.
- Если раньше был шанс, что во время шопинга покупатели заглянут и к нам, то сейчас они равны нулю. Второй вопрос - цена. Некоторые, например, считают, что товары отечественных производителей должны быть менее дорогими. Но как качественные изделия из кашемира и мериноса могут быть дешевыми? - не понимает предприниматель.
Кстати, ценовой вопрос - это основное препятствие в попытке петербургских дизайнеров приблизиться к массовому покупателю. Покупатели торговых центров действительно не привыкли к бутиковым ценам на одежду, основанную на индивидуальности и эксклюзивности. И пока не очень готовы массово переходить к активным покупкам.
Впрочем, проект - не единственный инструмент для продвижения профессионалов. Часть из них и вовсе не рассчитывают на поддержку властей. Например, Надежда Дунаева, создающая уникальные модели вязаных платьев, после ухода из соцсетей самостоятельно перешла в офлайн.
- Сейчас в Петербурге и Москве открылось много шоурумов, где для таких небольших дизайнеров, как я, достаточно удобно, - говорит она. - А выставляться в торговых центрах, платить за аренду и процент от продаж мне совсем невыгодно.
По ее словам, объем выручки от любимой творческой работы за последние годы практически не поменялся. И спрос на уникальную одежду остается таким же, как и прежде. Несмотря на нестабильность ситуации, петербурженки не перестали интересоваться модой и стараются одеваться так, чтобы оказаться не похожими на других.