В России показали снятый в Нововоронеже фильм-притчу

Картину Виталия Суслина "Верблюжья дуга" в январе увидели зрители нескольких городов страны. Возможно, ее покажут на телеканале "Культура" и в онлайн-кинотеатрах. Как бы то ни было, если читателям "РГ" встретится это название, познакомиться с фильмом однозначно стоит.
Виталий Суслин: Нет ничего важнее возврата в детство, это единственная возможность какого-то мира - когда ты начинаешь в себе воскрешать ребенка.
Виталий Суслин: Нет ничего важнее возврата в детство, это единственная возможность какого-то мира - когда ты начинаешь в себе воскрешать ребенка. / Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Тихий, медленный, сосредоточенный не столько на приключениях героя, сколько на деталях окружающего (и внутреннего) мира - он идет вразрез с тем, что пользуется коммерческим успехом в прокате. Но при этом ориентирован не на высоколобого зрителя, а на обыкновенного. Работы Суслина регулярно отмечает российская критика, ту же "Верблюжью дугу" тепло приняли на Московском международном кинофестивале в 2022 году. В провинции их смотрят с радостью узнавания: наши спальные районы, наши неказисто одетые пенсионеры, наш просто устроенный быт, наши неотмирные чудаки, которые знают о жизни главное. Наши мечты о несбыточном...

Режиссер трепетно относится к своей малой родине. В Нововоронеже, городке атомщиков, он родился, в Воронеже учился в медицинской академии - и в его картинах то и дело появляются местные пейзажи, сюжеты и жители. Суслин любит привлекать к работе непрофессиональных актеров. В его первом полнометражном фильме "Голова. Два уха", о котором "РГ" уже рассказывала, снимался деревенский пастух Иван Лашин. В "Верблюжьей дуге" мелькают посетители и билетеры воронежского оперного, артисты народного театра в Нововоронеже (один из них, Дмитрий Исаев, удачно сыграл одну из вторых ролей).

- Чтобы быть актером, не обязательно получать специальное образование. Можно окончить Школу-студию МХАТ и не состояться в профессии. Актер - это личность. Есть среди артистов невероятные технари, ремесленники, но они играют, а ты видишь, как это сделано. А бывает - смотришь и оторваться не можешь. А человек даже сам не понимает, как он это сыграл... - объясняет Виталий Суслин.

Сценарий опирается на реальные события, но выглядит как притча. Некий Сапожник (его играет Александр Карнаушкин из московского "Ленкома" - к слову, тоже уроженец Воронежской области) случайно получает в подарок старинную Библию, вдохновляется эпизодом о чуде на Красном море, которое расступилось перед Моисеем и его народом, и решает слетать с женой в Египет. Просто посмотреть - на пески и верблюдов. Живут они ни шатко ни валко: один чинит ботинки за копейку, другая учит детей музыке. Денег хватает разве что на маску для ныряния. Но ради мечты Сапожник заводит в гараже поросят: таскает им кашу в котелке, ворует для отопления сушняк в лесу, ставшем частной территорией. В итоге заморского верблюда он увидит, но совсем не там, где ожидал...

Режиссер Виталий Суслин любит привлекать к работе непрофессиональных актеров

Герой Карнаушкина - неисправимый романтик, ребенок, уносящийся мыслями в сказочный мир. Пробираясь через сугробы в обличье пожилого бедняка, он на самом деле скачет на деревянном коне по летнему лесу. Слушая калькуляции менеджера из туристического бюро - бежит за молодой мамой в костюме Снегурочки, ловит бабочек, мочит ноги в теплой заводи... Усталая жена вздыхает: даже елку из коробки этот мечтатель не может нарядить, как ему сказано, - радостно тащит с базара живую, не понимая, что иголки-то выметать придется ей. А Сапожник ставит дерево все в том же гараже. И там же строчит в школьную тетрадь бесхитростные воспоминания о детстве. Для сына. Сын, впрочем, прочтет их, только когда придет время прощаться.

- Это такая любовь. Через трудности, через тернии, - парирует заслуженная артистка РФ актриса Воронежского театра драмы (в фильме - жена главного героя) Елена Гладышева. - Фантазер - но любимый. Странный, очень беззащитный - но любимый! Когда-то в детстве человек недобрал маминой любви - но так хочется ее продолжать хотя бы в воспоминаниях.

Во время съемок режиссер попросил Александра Карнаушкина написать реальные мемуары и долго добивался от него естественности в скачках на игрушечной лошадке.

- Есть такая техника актерская: ты начинаешь что-то делать, а от этого возникает эмоция. Иногда надо просто выйти в поле и кричать, и что-то внутри меняется. Хочется, чтобы взрослые брали этих лошадей - со своими детьми, племянниками... Желаю всем приобрести деревянного коня! Не люблю говорить, про что кино, но тут затронута самая важная для меня тема в жизни - детство. Особенно ценная в свете происходящих в мире событий, - настаивает Суслин.

В Воронеже "Верблюжью дугу" показали всего раз - на клубном сеансе в кинотеатре "Спартак". Брать подобные картины в прокат - дело рискованное: без дополнительной рекламы, в которую некому вкладываться, большой аудитории они не соберут. По мнению режиссера, эта ситуация - следствие неверно выстроенной системы, когда государство может дать грант на съемки фильма, но совершенно не заботится о том, чтобы тот не лег на полку. Если же ленту берут на федеральный телеканал, она буквально на следующий день появляется в интернете и уже неинтересна коммерческим онлайн-платформам, которые выступают конкурентами традиционных кинозалов.