Подчеркнем, что о развитии (в частности, о строительстве новых трамвайных путей) речь на данном этапе не идет: упор делается на модернизацию инфраструктуры и обновление подвижного состава.
- Когда проект формировался, рассматривались разные варианты - от минимального продления маршрутной сети до более глобального, - рассказала директор регионального департамента транспорта Татьяна Черемных на заседании постоянной комиссии Ярославского муниципалитета по экономике и развитию города. - В прошлом году произошел серьезный скачок цен, и, чтобы уложиться в предусмотренные объемы финансирования, было принято решение на первом этапе о сохранении и модернизации существующей сети. Впоследствии, если проект будет удачно реализовываться, федеральный центр, возможно, рассмотрит варианты дополнительных мер поддержки. В рамках существующего КС это сделать не получится, но при необходимости может быть заключено новое соглашение.
Напомним, концессионер, который в 2022 году подписал несколько аналогичных КС и реализует проекты в Красноярском крае, Перми, Свердловской, Курской и Липецкой областях, планирует модернизировать в Ярославле более 45 километров трамвайных путей, восемь тяговых подстанций, два путепровода, одно трамвайное депо, а также приобрести 47 односекционных низкопольных современных трамваев, максимально удобных для пассажиров, в том числе для маломобильных групп населения. После чего 20 лет он будет эксплуатировать созданную инфраструктуру и обеспечивать перевозку пассажиров.
Сейчас, по данным областного дептранса, в распоряжении ярославцев 44 выработавших свой ресурс трамвайных вагона, самые старые из которых выпущены еще в 1983 году, четыре маршрута и 45,3 километра путей, которые последний раз частично реконструировались в 2005 году. Несмотря на это, городская железная дорога у ярославцев в большом почете, в том числе и потому что ей не страшны никакие пробки. Так, в 2022 году ярославские трамваи перевезли 8,8 миллиона пассажиров.
Областные власти рассчитывают, что после модернизации этого вида транспорта его популярность у горожан вырастет вдвое, поскольку будут сняты инфраструктурные ограничения, увеличена средняя скорость вагонов и они сами станут удобнее. То есть пассажиропоток, по расчетам, увеличится до 17,5 миллиона человек в год. В достижение этой цели в общей сложности будут вложены 19,7 миллиарда рублей. Из них 5,3 составит безвозвратная федеральная субсидия, 4,5 миллиарда - средства Фонда национального благосостояния. Семь миллиардов - вклад Госкорпорации "ВЭБ.РФ", 2,6 миллиарда- средства концессионера, 222 миллиона рублей добавят из бюджета региона.
По словам заместителя гендиректора компании-концессионера Андрея Федорова, уже проведены изыскательские работы, разрабатывается проектно-сметная документация. После того как она пройдет госэкспертизу, начнется собственно реализация проекта - в нынешнем году, с улицы Блюхера. В 2024-м обновление ждет пути на улицах Урицкого, Бабича, Труфанова и других. В том же году начнутся закупки новых трамваев. Вся модернизация полностью должна быть завершена к середине 2025 года.
- Думаю, уже в этом году можно будет увидеть результаты обновления инфраструктуры, а в следующем - и новые трамваи, - озвучил планы Андрей Федоров.
В дептрансе заверили, что трамвайное движение в городе в это время не встанет.
- Будем максимально использовать реверсивное движение. График, возможно, придется корректировать, но остановки движения, конечно, не будет.
Однако если будущее трамваев более-менее понятно, то судьба троллейбусов вызывает у горожан серьезное беспокойство. Предприятие "Яргорэлектротранс", которое занимается перевозкой пассажиров трамваями и троллейбусами, находится в сложном финансовом положении. Но обнадеживающей информации от представителей департамента транспорта пока не прозвучало. Известно только, что рогатый не в приоритете.
- Пока конкретных решений по троллейбусу нет, - признала Татьяна Черемных. - Мы сейчас занимаемся поэтапной модернизацией транспорта, у нас в приоритете автобусы и трамваи. Будем принимать решение, исходя из возможностей бюджета и федеральных мер поддержки.
Кстати
Заключение концессионного соглашения между Ярославской областью и компанией "Мовиста Регионы Ярославль" (подписано 26 декабря 2022 года) о создании и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и технологически связанных с ними транспортных средств, обеспечивающих перевозки пассажиров в Ярославле, еще предстоит утвердить на заседании регионального парламента.