В Нальчике начали разработку дизайн-кода для города

К разработке свода правил и рекомендаций, которые будут регламентировать оформление городских улиц, площадей и дворов, приступили в столице Кабардино-Балкарии. Создана рабочая группа, которая займется приведением к единому стилю фасадов зданий, мостовых, освещения, скамеек, урн и других элементов благоустройства.
На улице Кабардинской любят гулять и горожане, и гости города. Она вошла в число первых, где начнут очищать фасады.
На улице Кабардинской любят гулять и горожане, и гости города. Она вошла в число первых, где начнут очищать фасады. / Владимир Аносов/РГ

Термин "дизайн-код" в России появился относительно недавно, но сегодня власти многих муниципалитетов задумываются о его введении, чтобы улучшить облик городов, привлечь инвесторов и сделать более комфортной жизнь местного населения.

Код стал одним из трех главных механизмов формирования комфортной городской среды, включенных в Стандарт комплексного развития территорий наряду с мастер-планом и объемно-пространственным регламентом. В дизайн-код входят правила размещения и оформления вывесок, входных групп коммерческих помещений, нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, городской мебели и элементов навигации.

Как рассказал корреспонденту "РГ" главный архитектор Нальчика Аслан Бидов, рабочая группа должна собрать пожелания бизнесменов и жителей, оценить существующие регламенты:

- В городе можно подвести под требования дизайн-кода любые элементы, но в первую очередь речь идет о фасадах и вывесках, которые содержат больше всего визуального мусора. Конечно, будем заниматься уличным освещением, указателями и так далее.

Оказалось, что предприниматели не всегда понимают разницу между вывеской и рекламной конструкцией и норовят разместить на фасаде здания столько информации, сколько там поместится. При этом в нормативных актах есть четкое разделение, что такое вывеска, а что - рекламная конструкция.

- Многие воспринимают вывеску как площадку для любой информации, где можно узнать, например, об ассортименте товара. Также на ней указывают сайт и телефоны организации, а порой и цены на продукцию, - посетовал главный архитектор Нальчика. - В результате вместо окон и элементов декора мы видим одну рекламу. Разрабатывая дизайн-код, мы хотим четче прописать местные регламенты и создать гайдлайн, чтобы предпринимателю было понятно, какой должна быть вывеска и где ее вешать.

Особенность дизайн-кода в том, что он разрабатывается для конкретного города или района и обязательно учитывает местную специфику, культурные и этнические особенности территории. Это позволяет при минимальных вложениях значительно преобразить городскую среду.

В Нальчике решили сконцентрироваться на очистке фасадов, а уже на следующем этапе заняться повышением узнаваемости столицы республики. Позднее будут разработаны бренд и айдентика.

- Нельзя очистить сразу весь город, потому что проблема масштабная. Жители, в том числе предприниматели, сами должны прийти к пониманию того, что красивый Нальчик нужен в первую очередь им самим. Мы решили начать с нескольких центральных улиц, проспекта Ленина, пешеходной части улицы Кабардинской, - пояснил Бидов.

Но дизайн-код - это не только регламенты, но и диалог. В столице Кабардино-Балкарии обязательно проведут общественные слушания с участием предпринимателей и жителей. Как рассказала "РГ" руководитель института развития города "Платформа" в Нальчике Оксана Шухостанова, которая также входит в состав рабочей группы, помимо городов-миллионников дизайн-код уже разработан для Курска, Рязани, Тобольска, Пскова, Иваново, Белгорода, Дербента.

- Одинаковые требования позволят малым предприятиям работать наравне с крупными компаниями и не потеряться в хаосе их вывесок. Термин "дизайн-код" уже вышел за пределы профессионального сообщества и активно используется жителями, что не может не радовать. Это говорит о вовлеченности граждан в формирование городской среды, неравнодушном отношении к своему городу, - подчеркнула Шухостанова.

По словам руководителя "Платформы", важно не превращать такие проекты в противостояние между людьми, разделяя их по принципу: "Кто за эстетику - направо, кто за экономику - налево". Исследования, а также практика российских городов показывают, что уровень посещаемости очищенных от визуального мусора улиц растет, это увеличивает выручку работающих здесь предприятий. Однако внедрение дизайн-кода должно проводиться поэтапно и аккуратно. Реализуя такие проекты, важно найти баланс: жители должны доверять специалисту, а специалист обязан уважать мнение населения.

- В 2022 году учреждение "Арт-Зал Платформа" при поддержке мэрии Нальчика приглашало в город с лекцией основателей архитектурного бюро "КОД", выпускников образовательной программы "Архитекторы.РФ" Ксению Дееву и Анастасию Конареву, которые поделились опытом дизайн-кодирования. На встрече были архитекторы, представители бизнеса и активные граждане. Мы намерены продолжать работу в этом направлении совместно с архитектурным бюро, - сообщила Оксана Шухостанова.

Ближайшее заседание рабочей группы запланировано на конец февраля. Сейчас собирают материалы к этой встрече. .