- Основной упор делается на восстановление социальных объектов и ремонт пострадавших от военной агрессии со стороны Украины жилых домов, которые очень нужны. Люди активно возвращаются, - отметил накануне и. о. главы ДНР Денис Пушилин во время рабочего визита в Волноваху.
В прошлом году власти уже отремонтировали здесь школу, Дом культуры, отделение трансфузиологии при региональном центре. Сейчас необходимо срочно восстанавливать горбольницу. И отмена длинных бюрократических процедур пошла бы всем на пользу.
Еще масштабнее работы в Мариуполе. Город отстраивают чуть ли не заново. Многоквартирный дом, где жил артист Мариупольского драматического театра Игорь Коржев, был захвачен ВСУ в марте 2022 года. При отступлении националисты, по всей видимости, подожгли девятиэтажку - она сгорела практически полностью. В ноябре прошлого года его мама как собственник жилья подписала акт о сносе дома. Строители на объекте подтверждали: да, планируем его сносить и строить новый. Даже в начале этого года дом числился в списках под снос. Однако потом в здании вставили окна, и недавно пришло официальное сообщение, что специалисты не обнаружили никаких конструктивных повреждений.
- Наш дом восстанавливают, затем будет капитальный ремонт. Строители сказали, что последует перепланировка комнат, какие-то ненесущие стены снесут, а это уже интересно! - говорит Коржев. - Очень хочется побыстрее вернуться в свою квартиру.
Как говорят местные жители, ресурсы у строительных организаций есть. Работает огромное число техники, специалисты приехали - со всего бывшего Союза! Но бюрократические препоны мешают работать быстро.
Мораторий на 44-ФЗ - пока даже не законопроект, а лишь устная инициатива, но она вызвала горячие споры в экспертной среде. 44-й федеральный закон создавался как инструмент эффективного использования бюджетных средств, минимизации коррупции, повышения конкурентной борьбы между подрядчиками. Однако, как признают сегодня даже сами законодатели, на деле он не помог справиться с бюрократией, коррупцией и низким качеством предоставляемых услуг.
- Закон был написан хорошо. Один нюанс: он создавался в расчете на честных заказчиков. А там, где людям дают возможность распоряжаться большими деньгами, всегда возникает соблазн этим воспользоваться, - говорит координатор федерального проекта "За честные продукты!" Александр Бражко. В результате нечистые на руку чиновники и присосавшиеся к господрядам исполнители находили лазейки, чтобы побеждать на торгах и получать бюджетные средства, выполняя некачественную работу по завышенным ценам.
Но все же это не повсеместная практика. Подавляющее большинство предпринимателей трудится в открытых конкурентных условиях, и в целом закон работает. Сейчас опрошенные предприниматели не понимают, какие последствия повлечет за собой принятие предложения.
- Несмотря на недоработки и сложности, возникающие при сотрудничестве с заказчиками по 44-ФЗ, этот закон позволял микробизнесу не остаться без работы. На площадках разыгрываются не только многомиллионные контракты, но и более скромные. Мой первый контракт был на 65 тысяч. Именно это позволило мне работать, когда в строительстве и ремонте совершенно не было заказов. Например, в первые месяцы после пандемии, - говорит предприниматель из Ростова-на-Дону Илья Собакарев. - Не совсем понятно, что именно хотят отменить. Но если они полностью откажутся от госзаказов, то это сильно усложнит жизнь малому бизнесу. Где тогда искать заказы? Ездить и договариваться? По моему мнению, есть угроза вернуться к старым серым схемам с откатами и коррупцией.
При этом эксперт соглашается, что по 44-ФЗ были длительные сроки согласования, да и непросто было получить его у контролирующих органов. Зато единая площадка для размещения контактов и единые региональные и федеральные расценки давали равные возможности бизнесменам.
- В 2020 году из-за пандемии уже ослабляли достаточно жесткий и годами отлаженный механизм этого закона, чтобы заказчики могли заключать контракты с единственным поставщиком и в ускоренном порядке проводить закупки, в том числе лекарственных средств. Лекарства доходили до адресатов быстрее. Но некоторые недобросовестные заказчики воспользовались этим послаблением и начали заключать контракты с единственным поставщиком на благоустройство, строительство, ремонт дорог и даже на закупку автомобилей, мотивируя это некими обстоятельствами непреодолимой силы. В 2020 году активисты ОНФ выявили неконкурентные закупки примерно на миллиард рублей, - говорит координатор Бюро расследований ОНФ в Ростовской области Галина Лебедь. - В настоящее время проводится специальная военная операция, на которую из бюджета выделяются определенные денежные средства. Информация о закупках для оборонного ведомства имеет свою специфику и закрыта для публичного доступа, в этой сфере временные послабления для ускоренных закупок крайне необходимы. Но что касается товаров и услуг, не имеющих отношения к обороне, тут все не так однозначно. В это непростое для Родины время необходимо, наоборот, ужесточить контроль за каждой копейкой, выделяемой из бюджета, и установить более серьезную ответственность за коррупционные преступления.
Сейчас благодаря достаточной прозрачности системы госзакупок есть конкуренция между участниками торгов. И выигрывает не тот, у кого "лапа мохнатее" и связи шире, а тот, кто предложит товары или услуги надлежащего качества по более низкой цене.
Если же закупки будут проводиться у единственного поставщика, то как о них узнают потенциальные участники торгов, у которых нет "тесной дружбы" с заказчиками?
- Малому и среднему бизнесу сейчас и так непросто, а тут его могут лишить той самой соломинки - бюджетных средств, которая позволила бы удержаться на плаву, пока ситуация в стране и в мире не стабилизируется, - отмечает Галина Лебедь.
По словам Александра Бражко, коррупцию можно минимизировать путем более строгого контроля со стороны независимых общественных организаций. Кроме того, можно повсеместно внедрить систему казначейского сопровождения. Это надзор, который осуществляет управление Федерального казначейства (УФК) при выполнении обязательств по госконтрактам.
- Сейчас абсолютно все счета всех бюджетных организаций открыты в УФК. Казначейство видит все платежи, все проводки. Но пока отсутствует соглашение о госзакупках, УФК не может проверить, куда пошли деньги, была ли цена контракта рыночной, завышена она или нет и так далее. Казначейство просто перечисляет деньги. Ведомство готово взять контроль на себя, - отмечает Александр Бражко. - Система казначейского сопровождения отработана в нескольких пилотных регионах и показала свою эффективность. И еще, на мой взгляд, необходимо ввести дисквалификацию в отношении учредителей юридических лиц, которые систематически нарушают договоры с заказчиками и предоставляют некачественные услуги. У нас есть черный список недобросовестных поставщиков, но здесь речь идет не о юрлицах, которые можно открывать и закрывать, а именно о конкретных учредителях, которые себя дискредитировали и с которыми государство больше не должно иметь никаких коммерческих дел.
По всей видимости, предложение председателя Совета Федерации в скором времени будет рассмотрено правительством РФ. И тогда готовый законопроект можно будет более предметно обсуждать в экспертном сообществе, резюмируют опрошенные специалисты.