Корреспондент "РГ" прошелся по старым казанским улицам и проследил путь становления артиста.
Отправная точка нашего небольшого путешествия - памятник Федору Шаляпину на пешеходной улице Баумана. Здесь мы встречаемся с нашим экскурсоводом Дилярой Хайрутдиновой, историком-краеведом, старшим научным сотрудником Литературно-мемориального музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина.
- Идейным вдохновителем этого маршрута была дочь певца Ирина Шаляпина-Бакшеева, дружившая с нашим музеем, - начинает рассказ историк. - Она первая по нему прошла в 1948 году. Впрочем, тогда это называлось не экскурсией, а экспедицией. Охватила она все знаковые объекты - от места рождения и до театра, где артист сыграл свою первую роль.
Итак, наш первый объект - Богоявленский храм, стоящий за спиной бронзового Шаляпина. Именно здесь младенца Федю крестили.
- Принесли его сюда сразу на следующий день после рождения, морозным февральским днем, - говорит Диляра Хайрутдинова. - Спешили так потому, что все предыдущие дети умирали во младенчестве. А Федор был очень долгожданным ребенком, и родители хотели как можно скорее отдать его под покровительство Господа.
В Богоявленский храм подросший Федя еще вернется - в качестве певчего на клиросе. Впрочем, этим он не уникален. Впоследствии Шаляпин будет вспоминать: "В Казани практически не было церкви, где бы я не пел".
Следующая точка нашего маршрута - Дом Перцова. Вообще он известен тем, что здесь у своего приятеля гостил Пушкин. Но нас сейчас интересует иная эпоха и другие герои. В соседнем с этим зданием дворе располагалась сапожная мастерская Андреева. Сюда девятилетнего Федю отец отправил учиться ремеслу.
- Сапожник был жестокий человек. Шаляпин нелицеприятно о нем отзывается, - рассказывает историк. - И хотя Федя научился здесь "тачать и сучить щетину", его использовали не только как подручного, но и заставляли мыть полы, топить самовар, таскать за хозяйкой корзины с рынка.
"Били меня беспощадно: удивляюсь, как они не изувечили мальчишку!" - напишет артист в мемуарах. В итоге мальчик ушел от сапожника, сославшись на то, что ноги болят.
Далее мы направляемся к Дому Лисицына на улице Пушкина (некогда Рыбнорядской). В его дворе находился флигель, где, собственно, и родился Шаляпин. Да, хронология нарушена, но логику здесь диктует расположение объектов. Иначе маршрут получился бы запутанным и неудобным.
- Каменный дом был построен как доходный, и принадлежал он купцу-старообрядцу Лисицыну, - продолжает рассказ Диляра Хайрутдинова. - Семья могла позволить себе аренду жилья только в деревянной двухэтажной пристройке. Она, конечно же, не сохранилась. Разобрали ее из-за ветхости еще до Первой мировой войны. Зато сохранилась фотография, где Шаляпин, уже будучи знаменитым, стоит возле своего флигеля. Это 1912 год, когда певец только что после "Русских сезонов" в Париже приехал в Казань и прошелся по памятным для себя местам. Заодно он рассказал, какой трюк проделывал во флигеле мальчишкой. Жили они на втором этаже. Родители, уходя на работу, запирали его дома. Но он вылезал через окно и гулял где хотел, а незадолго до их прихода возвращался тем же путем.
В дом Лисицына семья Шаляпиных возвращалась несколько раз. Они прожили здесь два года после рождения сына и съехали. Но, после того как отец устроился работать в Уездную земскую управу, семья вернулась. Неудобно было ездить на работу с окраины. Правда, на этот раз они снимали квартиру уже в каменной части здания.
Минут пять ходьбы, и мы уже в Университетском садике, в народе больше известном по своему советскому названию - Ленинском. А до революции он и вовсе именовался Николаевским сквером - в честь императора Николая I.
- Самые яркие воспоминания детства у Федора Ивановича связаны с этим местом, где по праздникам проходили яркие шумные гуляния, - поясняет экскурсовод. - Именно здесь зарождается его любовь к театральному искусству. А все благодаря уличному балагану Якова Мамонова. Он давал тут уличные представления с грубоватыми шутками и показывал примитивные фокусы, но детвора была в восторге.
"Очарованный артистом улицы, я стоял пред балаганом до той поры, что у меня коченели ноги и рябило в глазах от пестроты одежды балаганщиков", - напишет Шаляпин в "Страницах моей жизни".
По соседству с Николаевским сквером находилась Театральная площадь - ныне Площадь Свободы. Туда-то мы и держим путь. Сейчас здесь располагается Театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, где, к слову, проходит Шаляпинский фестиваль. Но во времена юности певца на его месте был Державинский сад. А напротив, где сейчас возвышается памятник Ленину, находился Городской театр.
Огромный, пятиярусный, на 1150 мест, он был предметом гордости горожан. По оснащению занимал третье место среди провинциальных театров Российской Империи после Варшавского и Одесского. Здесь Федя увидел свой первый драматический спектакль "Русская свадьба XVI века", а затем и оперу "Медея".
"Театр свел меня с ума, сделал почти невменяемым", - коротко и емко опишет свои впечатления Шаляпин. С этого момента он окончательно решил, что станет артистом.
Напротив Городского театра находилось здание Дворянского собрания, сохранившееся и по сей день. Теперь это Казанская ратуша. Здесь юный Федор Шаляпин выступал в составе церковного хора, а позже, в 1909 году, будучи уже прославленным певцом, давал последний в Казани концерт.
Минуя ратушу, проходим по улице Жуковского к Музыкальному колледжу И.В. Аухадеева. Это бывшее здание Земской управы. Здесь отец Шаляпина служил писарем, а позже позвал в помощники сына.
Отсюда рукой подать до конечной точки нашего маршрута - Литературно-мемориального музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина. Только в конце 19-го века в этом здании была пекарня, а по соседству, где сейчас спортцентр "Динамо", находился Панаевский летний сад. Здесь-то и началась карьера Федора Шаляпина в качестве драматического артиста. Правда, весьма неудачно.
- В спектакле по французской пьесе "Бродяги" ему дали очень маленькую роль полицейского Роже, - рассказывает Диляра Хайрутдинова. - Он должен был сказать одно слово: "Веревку", но не смог. Переволновался, как только открыли занавес.
"Ноги мои вросли в половицы сцены, руки прилипли к бокам, а язык распух, заполнив весь рот, и одеревенел", - опишет свое состояние Шаляпин.
Его прогнали из театра. Провал подросток переживал очень тяжело. Проплакал три дня. Но вскоре оправился от потрясения. В 1889 году Федя устроился статистом в труппу Серебрякова. С этой даты артист ведет отсчет своей оперной карьеры. Спустя год в возрасте 16 лет Федор Шаляпин уедет в Уфу, перевернув казанскую страницу своей биографии.
P.S.
Разумеется, после часовой прогулки, изрядно замерзнув, мы зашли в музей. Здесь нас напоили чаем и показали экспозицию. В ее основе коллекция личных вещей Федора Шаляпина, переданных дочерью певца Ириной Федоровной. Это ее второй подарок Казани, великолепно дополнивший и проиллюстрировавший первый - "Шаляпинский маршрут".