История о двух безработных музыкантах, от отчаяния нанявшихся в женский джаз-банд, впервые засветилась во французской комедии "Фанфары любви" 1935 года, затем уже с другой музыкой ее повторил немецкий фильм 1951 года. В 1959 году права на сюжет купил Голливуд, сняв всеми любимую комедию "Некоторые любят погорячее" - у нас ее назвали "В джазе только девушки"; там тоже были свои, вошедшие в чарты песни. И вот теперь сюжет перекочевал на театральные сцены. Новую музыку для бродвейского шоу написал Марк Шайман, автор российской версии - Владимир Баскин, известный по музыкальным спектаклям на сюжеты "Великого Гэтсби", "Сирано де Бержерака", "Средства Макропулоса"… Старая киносказка времен Великой Депрессии обретает новую, уже сценическую жизнь; думаю, она будет долгой.
В либретто российской версии значится авторство Евгения Муравьева. Он написал хорошие тексты для музыкальных номеров, но диалоги дословно повторяют русский дубляж голливудского фильма, и корректнее было бы указать также имена его сценаристов Даймонда, Тёрена и Логана: это им принадлежит зерно всесветного успеха - блестяще придуманная драматургия. Ситуация здесь примерно та же, что с бессмертным мюзиклом "Здравствуйте, я ваша тетя" Оскара Фельцмана, многие десятилетия собирающим полные залы, но там либреттист Владимир Поляков указал и автора оригинальной пьесы Брэндона Томаса.
Мюзикл, на мой взгляд, удался. Сужу по спектаклю Оренбургского музыкального театра, где публика буквально неистовствует, заходясь от смеха и не скупясь на благодарные аплодисменты. Композитор написал партитуру, понятно, в джазовом ключе, включив в число мелодий бродвейского стиля латиноамериканские ритмы (как в фильме) и не забыв про фирменный укулеле, которым баловалась героиня Мэрилин Монро. Много номеров, претендующих стать шлягерами, - и в первую очередь лейтмотив "Мама-Мама-Майями…", определивший тонус второго акта. Музыка, что называется, драйвовая, энергетически заряженная, по оркестровке плотная и насыщенная, с томными ансамблями, как любили в Голливуде 30-х. Она создает атмосферу спектакля, возвращающую нам чувственные мелодические разливы старого кино. Оркестр оренбургского театра еще не вполне освоил премудрости джаза, в нем нет фирменной плотности, идеальной ансамблевости звучаний, но лиха беда начало (за пультом Валерий Попов).
С оренбургской музкомедией встречаюсь впервые, хотя этой премьерой она открыла уже 87-й сезон и входит в число старейших музыкальных театров страны. Там яркая труппа, с которой, увидев однажды, хочется встречаться снова - не случайно в городе явно любят свою "оперетту", и многих актеров встречают как суперзвезд. В театре нет главного режиссера, но есть куратор - известный композитор Ким Брейтбург, мюзиклы которого щедро представлены в репертуаре. "В джазе только девушки" поставил режиссер Николай Покотыло, чье имя стоит на афишах театров едва ли не всей России. Его опыт чувствуется уже в умении пройти по лезвию бритвы в сюжете, где легко удариться в скабрезность и есть соблазн наигрыша, комикования, работы "на публику". Актеры играют весело, но в рискованных ситуациях знают разумную меру, этим еще более раззадоривая публику.
Не знаю, кто придумал главную фишку сценографии - художник спектакля Евгений Терехов, его режиссер или оба вместе, но по эффективности она сенсационно остроумна. Как мы помним, большая часть действия происходит на пляжах Майами, куда приезжает дамский джаз милашки Сью, и где за разбитной Дафной ухлестывает хлыщ-миллионер Филдинг, а изворотливая Джозефина (она же неуловимый Джо) кадрит красотку Душечку. Если пляжем стала раскаленная светом авансцена, то морем - оркестровая яма, заполненная голубыми воздушными шариками, и это условное море оказалось выразительней настоящего. Туда охотно сигают разгоряченные герои, туда можно нырнуть, исчезнув от погони, там можно плавать брассом и кролем, там можно болтать ногами, сидя на бережку и разбрызгивая шарики.
Этот прием не только обеспечил шоу массой изобретательных трюков и веселых мизансцен, но и одарило новой функцией изгнанный из ямы оркестр - теперь он на манер джаз-банда размещен на обрамляющем сцену станке и участвует в действии: с ним общаются персонажи, он реагирует на происходящее. Спектакль мчится как всеобщая веселая игра, заражающая зрительный зал. Этой игры, этого открыто азартного лицедейства катастрофически не хватает сегодняшним музыкально-комедийным театрам, в массе забросившим свое предназначение развлекать и претендующим пополнить ряды заслуженных драм и классических трагедий.
Из актеров лидирует Александр Попов в роли Джерри-Дафны - он предельно органичен в обеих ипостасях и обладает талантом подробно разработанный пластический рисунок делать неуловимо смешным. Его партнер Сергей Гурьянов в роли Джо-Джозефины менее убедителен: его фактура героя-любовника не так легко трансформируется в героиню-любовницу. Душечка у Евгении Реутовой откровенно скопирована с Мэрилин Монро - удивительно, но и это, как напоминание о прекрасном, получилось и органично, и уместно. Замечателен Филдинг Третий у Александра Лазутина, в прошлом танцовщика театра, теперь его главного комика и любимца местной публики. Увлеченность и азарт свойственны всем участникам феерического шоу, а счастливые лица зрителей лучше слов говорят о том, как мы изголодались по зрелищам радостным, безмятежным, веселым и бурно талантливым. Все билеты на премьеру проданы едва ли не до конца сезона.