Впрочем, по его словам, с тюльпанами такое положение дел сохраняется на протяжении последних 5-7 лет. "Это никак не связано ни с санкциями, ни с коронавирусом, ни с другими событиями. Просто в этом сегменте цветочной отрасли действительно произошло импортозамещение. В России можно насчитать несколько сотен производителей тюльпанов - это достаточно выгодный малый бизнес", - пояснил Антипов.
В последние пять лет ключевые российские производители и импортеры сосредоточены на поставке роз (49% рынка), хризантем (15%), гвоздик (11%), весомую долю составляют также герберы (до 8%), оценивают в Россельхозбанке. Продажи тюльпанов сезонны и приурочены к Международному женскому дню, они занимают порядка 10% рынка - в первую неделю весны их продается более 150 млн штук. В среднем в России на человека приходится два-три букета в год.
Но лидер спроса у россиян, вне зависимости от праздника, все же роза, говорит руководитель направления "Растениеводство" компании "Интерагро" Наталья Давыденко. Также стали пользоваться спросом такие цветы, как гербера, лилия, альстромерия. Стабильно растет спрос на цветущие горшечные растения - например, хризантему или миниатюрную розу. Ведь такие цветы радуют обладателя гораздо дольше.
В Минсельхозе "РГ" рассказали, что в целом за последние пять лет производство цветов в стране увеличилось на 68% - с 200,8 млн штук в 2016 году до 338,9 млн штук цветов и бутонов в 2021 году. Алексей Антипов прогнозирует, что в этом году объем будет примерно таким же - в пределах 300-350 млн штук. А вот по оценкам Россельхозбанка, производство цветов в стране может вырасти до 500 млн штук до конца текущего года, а доля российских производителей на отечественном рынке может вырасти до 25%. В среднесрочной перспективе можно достичь и отметки в 50%, считают в банке.
В 2023 году емкость российского рынка цветов составит 2 млрд штук. При этом в структуре и логистике импорта произойдут изменения. Если в последние четыре года в Россию поставляли цветы Нидерланды (34%), Эквадор (33%), Беларусь (9%), Кения (8%), Колумбия (6,6%), то в 2023 году рынок цветов будет обеспечен поставками российских производителей, а также странами Южной Америки и Азии, увеличатся объемы поставок из Турции, Беларуси, Армении и Китая, прогнозируют в Россельхозбанке.
Доля отечественного цветка на российском рынке сейчас составляет лишь 17% против 83%, приходящихся на импорт, говорит Алексей Антипов. По его словам, основными поставщиками цветочной продукции в Россию являются Кения и Эквадор. Эти страны имеют все условия для того, чтобы поставлять к нам дешевый цветок - низкая себестоимость и дешевое таможенное оформление. Это наносит экономический ущерб российским производителям и не дает развиваться отрасли, считает Антипов. В связи с этим на заседании комиссии Минэкономразвития ассоциация предложила провести антидемпинговое расследование в рамках Евразийского экономического союза, по результатам которого возможно будет увеличить ставку ввозной пошлины с 5% до 15%. По словам Антипова, ассоциация уже заручилась поддержкой цветоводов Армении, Беларуси и Казахстана.