Напомним, разговоры о том, что Болонская система, основа которой - двухуровневая подготовка кадров "бакалавр-магистр", уже не подходит для современной российской экономики, шли весь прошедший год. И "точки", прозвучавшие в недавнем послании президента Федеральному собранию, стали, по сути, отправными.
Итак, в российских университетах будут гибкие программы сроком от четырех до шести лет. Если профессия требует дополнительной подготовки или узкой специализации, должна быть возможность продолжить образование в магистратуре или ординатуре. Причем в магистратуру можно будет поступать после любого базового образования вне зависимости от срока обучения. Напомним: пока в магистры можно идти только после четырех лет бакалавриата.
Еще один важный момент: поступить в магистратуру можно будет на бюджет. Такая возможность сейчас тоже вроде есть, но мест очень мало.
- Появляется такое понятие, как специализированное или углубленное высшее образование, магистратура, ординатура, - комментирует министр науки и высшего образования Валерий Фальков. - Оно и сегодня есть, но с определенными ограничениями: выпускники бакалавриата могут поступать бесплатно в магистратуру, а выпускники специалитета почему-то нет. В новой системе все, кто получает базовое высшее образование, смогут поступать в магистратуру или ординатуру бесплатно.
О том, как работает пятилетний бакалавриат - одна из возможных форм получения высшего образования, "РГ" рассказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко:
- В МГПУ уже несколько лет действует программа пятилетнего бакалавриата, там учится более 2000 студентов. Они осваивают два профиля: например, "начальная школа" и "иностранный язык". Очень важно, чтобы была возможность пойти в магистратуру после первого уровня образования. У нас много тех, кто приходит из непедагогических вузов на магистратуру по педагогике. Здесь двухлетняя магистратура очень полезна.
Нынешние студенты смогут продолжить и закончить образование по действующим программам. То есть переход к новой системе должен быть плавным - это особо отметил президент. А министр Фальков заверил, что уже полученные дипломы не придется пересматривать и согласовывать. Они по-прежнему будут котироваться - и в России, и за рубежом.
Это касается и полученных ученых степеней. Также в новой системе в отдельный уровень профессионального образования будет выделена аспирантура. В целом, по словам главы минобрнауки, изменения в работе преподавателей и студентов в связи с принятием новой системы высшего образования в России будут минимальны.
Как известно, в 2012 году аспирантура стала третьим уровнем высшего образования, что отвечало принципам Болонского процесса. Но с тех пор стали падать показатели эффективности аспирантуры.
Как рассказал директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев, та реформа сильно критиковалась и, по сути, не была поддержана ни финансовыми, ни человеческими ресурсами для качественного исполнения.
"В итоге образовательные и научные организации изменили то, что могли и с тем качеством, которое было им доступно. С прошлого года мы формально стали возвращать часть процедур, которые существовали до 2012 года, - написал Терентьев в одном из Telegram-каналов. - Сейчас, видимо, будет уже формально зафиксирован возврат к модели, когда аспирантура выносится за рамки системы высшего образования и имеет отдельный статус системы подготовки научных и педагогических кадров для высшей школы".
Поставлена задача: повысить качество школьных, вузовских учебных курсов по гуманитарным наукам. Прежде всего истории, обществознанию, литературе, географии, чтобы молодежь могла как можно больше узнать о России, ее великом прошлом, о нашей культуре и традициях.
Как отметил министр просвещения Сергей Кравцов, такая работа уже ведется. Для школ утверждены федеральные основные общеобразовательные программы по шести предметам, в том числе по гуманитарным дисциплинам.
Все школы обязаны перейти на федеральные основные общеобразовательные программы с 1 сентября 2023 года. Для начальной школы утверждены программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. В состав федеральных программ для основной и средней школы включены обязательные программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. До конца учебного года будут разработаны федеральные программы по другим предметам. Например, по информатике и физике, в том числе с учетом отечественных и мировых научных достижений.
Также президент говорил о том, что важно повышать общественную значимость учительского труда. Напомним: в этом году увеличено количество премий лучшим учителям страны - их стало 1250, а сумма премии составляет 200 тысяч рублей.
Президент поручил в течение пяти лет подготовить порядка миллиона рабочих кадров и расширить федеральный проект "Профессионалитет", чтобы обеспечить суверенитет и конкурентоспособность страны.
Кадры остро нужны для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других ключевых отраслей.
Глава государства обратил внимание, что за последние годы в обществе ощутимо вырос престиж среднего профессионального образования и увеличился спрос на выпускников техникумов и колледжей среди работодателей.
Действительно, число студентов колледжей за год выросло на 6,7% и составило более 3,5 млн, а с запуском федерального проекта "Профессионалитет" произошла настоящая перезагрузка системы среднего профобразования. В 2022 году создан 71 образовательно-производственный центр в 42 регионах. А с 1 сентября 2022 года в колледжах - участниках проекта проходят обучение 150 тыс. молодых людей.
- В 2023 году в проект добавились новые отрасли: радиоэлектроника, информационные технологии, топливно-энергетический комплекс, строительная отрасль, транспортная отрасль, электротехническая промышленность, лесная промышленность и горнодобывающая промышленность, - уточнил министр просвещения Сергей Кравцов. - Будет создано еще 70 образовательно-производственных кластеров, и количество участников проекта составит 350 тыс. студентов. Мы будем активно развивать это направление, тем более что интерес к проекту среди школьников только растет.
Федеральный проект "Профессионалитет" включен в число стратегических инициатив социально-экономического развития страны до 2030 года. Его цель - создание в системе СПО принципиально новой модели подготовки квалифицированных кадров в соответствии с актуальными потребностями реального сектора экономики.
- Дипломы выпускников высших учебных заведений со степенью бакалавра будут приравнены к дипломам о полном высшем образовании. Это специалисты, которые получили высшее образование. Кроме того, у нас сохраняется многоуровневость. Это классификация ООН, и она никуда не делась. Есть люди, которые планируют работать за границей, занимать какие-то должности, где требуется диплом бакалавра, диплом магистра или то, что называется, PhD. И у нас есть определенные соответствия, есть международные договоры, которые устанавливают эти соответствия со многими странами. Перечнем уровней образования ООН руководствуются в том числе организации в странах ЕврАзЭС.
- С развитием экономики, науки и технологий границы между бакалавриатом и специалитетом постепенно стираются, а требования рынка труда растут. Сегодня нам нужны выпускники с качественными фундаментальными знаниями, навыками поиска решений и разработок на стыке дисциплин и опытом практической работы. А программы с консервативным, застоявшимся содержанием и жесткими сроками подготовки не позволяют учитывать специфику отдельных отраслей и новых направлений экономики. Поэтому предложенная система высшего образования поспособствует тому, чтобы выпускник вуза стал самодостаточным специалистом, готовым к работе по выбранному направлению. Напомню, в советское время тоже были и пяти-, и четырехлетние программы. Речь скорее идет о том, чтобы сделать систему российского высшего образования более гибкой, эффективной, отвечающей требованиям времени. Исходя из этого, срок подготовки даже в рамках одного направления может варьироваться от четырех до шести лет в зависимости от профиля программы и запросов рынка труда. Как это может выглядеть на практике? Например, в Научно-технологическом университете "Сириус" есть так называемое "ядро" - научные центры, во главе которых - ученые с мировым именем, а в разработке образовательных программ принимают участие крупнейшие компании. Это позволяет быстро и качественно готовить специалистов с особыми исследовательскими компетенциями, учитывая специфику запросов высокотехнологичных компаний и научных центров.