Как сообщил "РГ" официальный представитель компании-оператора магистральных нефтепроводов "Транснефть" Игорь Демин, в конце февраля планировалось поставить в Польшу 220 тыс. тонн в соответствии с контрактом поляков с "Татнефтью". Но маршрутные поручения и таможенное оформление прокачки нефти "Татнефтью" сделаны не были, а поставки сырья в Польшу исключены из экспортного графика, который утверждается в Минэнерго. В ведомстве на запрос "РГ" о причинах исключения не ответили. В "Татнефти" также не стали комментировать запрос "РГ".
Ранее по северной ветке "Дружбы" поставки шли не только в Польшу, но и Германию. Трубопроводная нефть не попала под эмбарго ЕС на ее импорт, также на нее не действует "потолок цен", применяемый к нашей нефти, отгружаемой через морские порты. Но немцы добровольно отказались от поставок по "Дружбе" с начала года, а Польша продолжала получать российскую нефть по контракту с "Татнефтью" (200 тыс. тонн в месяц), действие которого истекает в декабре 2024 года.
При этом Польша оказалась лучше готова к прекращению поставок по "Дружбе". Польский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Плоцке зависит от российской нефти только на 10% и при необходимости может заместить ее недостачу поставками сырья из морских портов, хотя это и будет дороже. В Германии же один из крупнейших НПЗ в Шведте (мощность - 11,6 млн тонн в год), обеспечивающем нефтепродуктами всю восточную часть страны, с апреля будет работать только на половину мощности. Официальная причина - капремонт. Но, по-видимому, будет налаживаться новая логистика поставок. В Германию уже началась прокачка по "Дружбе" нефти из Казахстана. Но заменить ею всю российскую нефть не получится. Пока отправлена первая партия - 20 тыс. тонн, а в перспективе поставки составят 1,2 млн тонн в год. В 2022 году в Германию по "Дружбе" поступило 15,1 млн тонн нашей нефти.
Для России окончательное прекращение поставок сырья в Польшу означает снижение экспорта нефти еще на 2 млн тонн, менее 1% от объемов экспорта 2022 года. Но в целом остановка всей северной ветки "Дружбы" - достаточно серьезная потеря. Трубопровод работал с 1960-х годов. В 2022 году в Европу по нему было поставлено около 38,5 млн тонн нефти. Основные объемы прокачивались по северной ветке - 24 млн тонн, а это уже 10% от совокупного экспорта нашей нефти в 2022 году. Другое дело, что сейчас наша страна нацелена на другие рынки.
Экспорт нефти и нефтепродуктов из России на новые рынки сбыта с момента эмбарго ЕС на их импорт морем вырос в несколько раз. Поставки нефтепродуктов особенно сильно растут в страны Северной Африки, а сырой нефти - в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). И часть этих объемов, несомненно, окажется в Европе. С начала года импорт российского дизельного топлива (ДТ) в Марокко, по данным Kpler, составил 3,2 млн баррелей, что более чем в пять раз выше объемов его поставок за весь 2021 год. Другая страна Северной Африки - Тунис за два месяца этого года импортировала из России 5,9 млн баррелей нефтепродуктов. Также наблюдается рост отгрузок нефтепродуктов в Алжир и Египет. По данным финского Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA), в середине феврале в пятерку крупнейших импортеров российской нефти помимо Китая и Индии вошел Сингапур, причем отгружено нашего сырья в порту Сингапур с 6 по 12 февраля было на 125 млн евро.
Как отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, в число крупнейших двадцати импортеров российских нефтепродуктов к началу 2023 года вошли Тунис, Сенегал, Гана, Малайзия, Египет, Марокко - год назад эти страны даже отсутствовали в первой двадцатке. Кроме того, растут поставки и прежним покупателям нашего сырья, не присоединившимся к санкциям. Если в начале января 2022 года поставки российских нефтепродуктов в Турцию составляли чуть более 90 тыс. баррелей в сутки, то в начале января 2023 года они достигли 265 тыс. баррелей в сутки, согласно данным S&P Global Platts. Поставки в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) за тот же период увеличились с менее чем 40 тыс. баррелей в сутки до более чем 200 тыс. баррелей в сутки.
Схожий тренд характерен и для нефтяного сегмента, поясняет эксперт. Изменения в географии не привели к сокращению поставок. Экспорт не только не уменьшился, но даже увеличился после эмбарго ЕС. Если в конце ноября 2022 года морской экспорт нефти из России составлял 2,7 млн баррелей в сутки, то в начале января - 3,5 млн баррелей в сутки. Поставки в Турцию за этот период увеличились с 76 тыс. до 160 тыс. баррелей в сутки, в Китай - с 0,9 млн до 1,1 млн баррелей в сутки, а в Индию - с 1,1 млн до 1,3 млн баррелей в сутки.
Вопрос в том, сколько нашей нефти и нефтепродуктов в результате может оказаться в той же Европе под видом различных нефтяных смесей и топлива, произведенного на НПЗ Северной Африки. По некоторым оценкам, около половины увеличения экспорта российского сырья на новые рынки может быть предназначено для Европы.
По мнению аналитика по товарным рынкам "Открытие Инвестиции" Оксаны Лукичевой, не стоит априори думать, что рост поставок в АТР и Африку отражает только увеличение реэкспорта топлива в Европу. Сингапур - крупнейший морской хаб в Юго-Восточной Азии (ЮВА), откуда нефть может отправляться в разные государства региона. Например, в Индию, Индонезию, Вьетнам. Вероятнее всего, рост поставок нефти в Сингапур отражает увеличение поставок на НПЗ Индии и других стран ЮВА. Но переработанная российская нефть уже не считается российской, потому азиатские нефтепродукты вполне могут быть использованы для поставки в Европу.
Поставки нефтепродуктов в страны Северной Африки также не являются обходом санкций, а больше отражают открытие новых рынков сбыта для нашего топлива, считает Лукичева. Прекращение поставок российских нефтепродуктов в Европу обостряет там дефицит топлива, что привело к переориентации поставок: на европейский рынок пошли нефтепродукты из США, Азии, Ближнего Востока, но дефицит поставок на прочие направления заполняют российские нефтепродукты.