Соответствующую инициативу внесли в Госдуму двое сенаторов. Они предложили забыть о старых добрых SALE. Все черные и любые другие пятницы, по их замыслу, должны были бы проходить исключительно по-русски. То есть с нашими буквами.
При этом нормы проекта не распространяются на фирменные наименования и товарные знаки, прошедшие государственную регистрацию. Так что в случае принятия закона, даже не потребовалось бы писать по-русски всеми любимое слово Ladа. Остались бы в силе и другие бренды. Без перевода.
Однако идея вызвала жаркие споры. Безусловно, свою культуру надо защищать. Вопрос только в том, как найти баланс. Чрезмерные запреты обычно не приносят пользы. К тому же, как напомнили правительственные эксперты, русский язык и сейчас не беззащитен. Определенные ограничения для любителей козырнуть в рекламе иностранным словом существуют и сегодня.
"В соответствии со статьей 5 Федерального закона в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации, - говорится в правительственном отзыве. - При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации".
Согласно закону "О государственном языке Российской Федерации", русский язык в качестве государственного языка подлежит обязательному использованию в том числе в рекламе, пояснили правительственные эксперты.
Алфавит русского языка строится на графической основе кириллицы, продолжают они, при этом не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка. Исключение составляют иностранные слова, не имеющие общеупотребительных аналогов в русском языке.
"При этом в сфере рекламы наряду с государственным языком Российской Федерации могут использоваться государственные языки республик, находящихся в составе Российской Федерации, другие языки народов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, также иностранные языки", - подчеркивается в правительственном отзыве.
Таким образом, как посчитали правительственные эксперты, действующие требования "являются достаточными для противодействия необоснованному использованию некириллических алфавитов при распространении рекламы в Российской Федерации".
Возможно, кому-то покажется, мол, вопрос пустяковый.
Дескать, какая разница, какие буквы, когда всем все понятно. Однако многие эксперты считают, что дело весьма серьезное: при засилье чужих знаков по буковке, по словечку размывается культурное пространство.
Слово за слово, так и себя можно потерять, считают сторонники инициативы.
Другие эксперты считают, что инициативу в любом случае следовало бы доработать. Например, стоило предусмотреть какие-то исключения.
Ведь было бы неправильно, допустим, закрашивать иероглифы, продавая сувенирные самурайские мечи.
Как бы то ни было, после отрицательного отзыва правительства перспективы проекта стали, мягко говоря, туманными.
"Защита языка государства важна для сохранения культуры, - подчеркивает член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. - В целом вся культура строится на основе национального языка. При этом, безусловно, базовая функция языка - это обмен информацией, коммуникация между людьми".
По ее словам, на текущий момент защита русского языка реализована в виде ответственности в разных формах.
"Так, например, в судах при выступлении используется официально-деловой стиль общения на русском языке без различных слов иностранного происхождения, - говорит член АЮР. - Помимо этого, защита русского языка происходит косвенно по статьям административной и уголовной ответственности, связанным с хулиганством и другими составами".
Другие специалисты считают, что, возможно, стоило бы как-то контролировать объем латиницы в рекламе, но полностью запрещать нельзя. Нам знакома латиница. Так или иначе, какие-то латинские слова в русскоязычном пространстве звучат, и это, полагают лингвисты, естественный процесс, нормальный обмен между языками.