"Супружеская жизнь. Перестройка" - обновленная версия спектакля, который Андрей Кончаловский поставил несколько лет назад в МХАТ им. Горького. Теперь постановка будет идти в Театре им. Моссовета, где у Юлии Высоцкой - новый партнер, Алексей Розин. Вместе они уже играют на этой сцене Катарину и Петручио в недавней премьере "Укрощение строптивой", а теперь - еще одну "взрывоопасную" пару - Марину и Ивана (героев оригинального мини-сериала Бергмана звали созвучно - Марианна и Юхан).
В центре сюжета - двадцать лет их совместной жизни, отношения, меняющиеся во времени: от любви и понимания до измены, расставания и новой встречи. Вечная история, но в декорациях, до боли знакомых многим. Начиная с предметов - в сценографии используются подлинные вещи конца 1980-х годов - и заканчивая другими приметами времени: Марина мечтает весь день проваляться в кровати с тарелкой рыбных палочек и ликером "Амаретто", Иван советует ей оставить себе выручку с "турецкого барахла" в клетчатых баулах…
И пока они пытаются понять друг друга, за окнами пытается понять себя и большая страна. Она - с узнаваемой всеми музыкальной заставкой из "Прогноза погоды", с рядами рыночных палаток, с танками у Белого дома, с Аллегровой и Киркоровым, в конце концов. Может быть, конечно, у кого-то вызывая ностальгию - но скорее чувства совсем противоположные: как мы дошли до жизни такой? Но так ведь и в семейной жизни - разве выкинешь из нее хоть что-то, бывшее…
По мнению Юлии Высоцкой, у Бергмана есть то же, что есть у Чехова и Кончаловского. "Редко бывает - когда мужчина так хорошо понимает женскую природу, так любит женщину. Он на ее стороне".
Влияют ли трещины в семейных отношениях на разломы в стране? Или, наоборот, - может ли время провоцировать крах в семьях? Иногда кажется будто то, что происходит в квартире Марины и Ивана и то, что за ее окнами - в чем-то повторяет друг друга. Сплошная нестабильность. С другой стороны, их историю можно вписать в любое время. Или вообще - от этого времени абстрагироваться, и все равно это будет остро и очень понятно.
Кончаловский ищет - и предлагает нам искать ключи: на чем держатся семьи? На чем держатся времена и страны? Вряд ли найдем - но не пытаться нельзя.