Профессионалы и раньше понимали, что сфера микроэлектроники у нас развита недостаточно. В 2020 году, по словам вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, в стране производилось около 10 процентов от необходимых отечественному рынку компонентов. Остальное импортировалось из Тайваня, США, Японии и Европы. По моим оценкам, микроэлектронную продукцию закупает более одной тысячи предприятий. При этом 90 процентов из них принадлежит государству. Микросхемы используются в космической и авиационной промышленности, автомобилях и бытовой технике, при создании информационно-коммуникационных технологий.
После введения санкций российские компании оказались отрезаны от большинства поставщиков готовых микрочипов, оборудования и компонентов. На помощь пришли китайские производители, наладились поставки по каналам параллельного импорта из Тайваня и некоторых стран Европы. Но сложные логистические цепочки и рост цен создали дополнительные трудности.
В нашей стране есть предприятия микроэлектроники, но свое производство полного цикла имеют немногие: "Микрон", "Ангстрем", НМ-Тех и Crocus Nano Elektronics. Их мощности задействованы преимущественно для выполнения госзаказов. Остальные компании используют либо контрактные производства, в том числе в Юго-Восточной Азии, либо работают на готовых компонентах, поставляемых из-за границы.
Зависимость от иностранных рынков характерна и для других стран. Наиболее развитыми центрами микроэлектроники считаются Тайвань и Китай. Здесь находятся ведущие предприятия, которые выпускают значительный объем компонентов и оборудования. Американские и европейские компании создавали здесь свои производства или размещали заказы на контрактных.
Осложнившаяся геополитическая обстановка заставила государства задуматься о суверенитете в области микроэлектроники. Так, США планируют переносить производства чипов из Тайваня на свою территорию. Вместе с тем вводится запрет на передачу американских технологий в Китай и ограничение на продажу туда готовых чипов. Китай в ответ наращивает производственные мощности, чтобы уменьшить зависимость от США и Тайваня.
Россия тоже движется по этому пути. На разработку новых технологий в области микроэлектроники в рамках госпрограммы в 2023 году будет выделен миллиард рублей. В результате до конца 2030-го должно открыться 100 центров проектирования микроэлектроники. В более отдаленной перспективе заявлены полное импортозамещение и выход с собственной продукцией на чужие рынки. Сейчас доля России на мировом рынке микроэлектроники - менее одного процента.
Реализация программы в заявленный срок кажется малореалистичной. Тайваню и Китаю на это потребовалось несколько десятков лет, Россия же планирует сократить свое отставание и завоевать лидерство за семь. Перечислю факторы риска.
Во-первых, нехватка квалифицированных сотрудников. Производством электроники у нас в стране занимается около 300 тысяч человек, средний возраст половины из них приближается к 50 годам. Вузы выпускают каждый год около 20 тысяч специалистов для отрасли, но в профессии остается лишь пять процентов. Государство должно решить, как привлекать студентов в сферу микроэлектроники, вузы - как предоставить возможности для реализации их научных разработок и проведения экспериментов, а работодатели - как удержать выпускников у себя. Проблема с кадрами - общая для мировой индустрии.
Второй момент - небольшие мощности. Те отечественные компании, у которых есть производства полного цикла, загружены заказами на один-два года вперед. Существует трехкратный разрыв между спросом и фактическим объемом выпуска. Компаниям придется вкладываться в покупку оборудования, которое стало сложнее и дороже приобрести из-за санкций. Вдобавок каждые 15-20 лет в мире микроэлектроники появляются технологии, которые кардинально меняют отрасль. Есть риск вложиться в оборудование, которое окажется неактуальным.
Третья сложность - малый ассортимент. Российские компании производят базовые чипы, но не выпускают кремниевых пластин и современных чипов. У иностранных производителей вариантов той или иной продукции в десятки раз больше. Введение в серийное производство новинок тесно связано с потребностью в дополнительных мощностях и кадрах.
Наконец, российские электронные компоненты и микросхемы намного дороже импортных. Так как отечественные мощности слабые, то изделий выпускается мало, а конкуренция среди игроков слабая. Отсюда и цена. В результате отечественным компаниям выгоднее закупать продукцию за рубежом, что способствует развитию экономик других стран.
Если госпрограмма будет реализована, то эти проблемы в той или иной степени разрешатся. Но приведет ли это к технологическому прорыву в России и завоеванию позиций на мировом рынке? Ведь конкуренты тоже активно вкладываются в развитие микроэлектроники...