В новых условиях работодатели больше акцентируют внимание на "жестких навыках" (hard skills) соискателей. К ним относятся, например, умение работать с программами или оборудованием, владение иностранными языками, а также знания в конкретной профессиональной области. Это то, что можно измерить и проверить.
К "мягким навыкам" (soft skills) можно отнести стрессоустойчивость, умение выходить из конфликтов, работать в коллективе. Это тоже ценно, но сегодня отходит на второй план. Новые вызовы требуют новых решений.
Компании вынуждены работать в условиях трансформации рынка и всех бизнес-процессов, поэтому им важно, чтобы команда обладала необходимыми фундаментальными знаниями. Например, если бизнес работает в ракурсе импортозамещения, то никакая стрессоустойчивость здесь не поможет - необходимы конкретные знания в области документации, логистики, права и прочего. Поэтому сегодня работодатели нацелены на поиск и сохранение сотрудников именно с hard skills. А общительность или стрессоустойчивость становятся лишь бонусами.
В компаниях настроены на обучение сотрудников, чтобы выращивать кадры под себя. Речь идет о смежных областях и получении более глубоких знаний, которые позволят работнику продвинуться выше внутри фирмы. И для этого нужны фундаментальные hard skills.
По данным исследования компании "Нетология" и IT-холдинга TalentTech, в котором приняли участие 280 российских компаний, 57 процентов представителей бизнеса повышают профессиональную квалификацию сотрудников с помощью внутреннего онлайн-обучения. И люди, которые не готовы к этому, вряд ли смогут рассчитывать на долгое сотрудничество.
При этом получение новых знаний и навыков важно не только для линейных сотрудников, но и для руководителей. Топы также понимают, что должны быть в курсе последних трендов и развиваться, чтобы эффективнее управлять компанией, держать руку на пульсе и становиться примером для персонала. А значит, интерес к бизнес-обучению (особенно в удобном онлайн-формате) будет только расти.
Удаленка сдает свои позиции, и компании чаще сохраняют возможность работать дистанционно только для небольшого круга сотрудников. Например, трудиться на расстоянии часто имеют возможность IT-специалисты, а вот линейные офисные сотрудники уже реже могут рассчитывать на такую форму занятости. Так, по данным опроса сервиса Superjob, на сентябрь 2022 года дистанционный и гибридный режим работы сохранился в двух из 10 компаний.
После пандемии часть бизнеса пришла к выводу, что работа из дома недостаточно эффективна и от сотрудников больше пользы на территории работодателя.
В новых реалиях соискателям остается только соглашаться на эти условия, если другие соответствуют ожиданиям. Диктовать свои правила смогут только действительно уникальные и высококлассные специалисты.
По данным службы исследований платформы онлайн-рекрутинга hh.ru, 46 процентов респондентов все еще предпочитают рассматривать вакансии, предполагающие работу удаленно. Но найти такое место удастся отнюдь не всем - большей части придется соглашаться на работу в офисе.
Все профессии важны, все профессии нужны, но какие-то нужнее! В 2023 год перешел еще один тренд: высокий спрос на юристов и финансистов.
В первом случае это обусловлено тем, что компании вынуждены решать правовые вопросы, с которыми раньше не сталкивались или сталкивались не в таком объеме. Например, это трудовые отношения с призванными работниками, простой, сокращение персонала, а также вопросы изменения названий и управления бизнесом.
Многие штатные юристы в компаниях не были готовы к такому, а в каких-то фирмах специалистов по праву и вовсе начали нанимать только при появлении проблем. И пока рынок еще стабилизируется, а его игроки привыкают к новым условиям, спрос на юристов будет только расти.
Финансисты также в тренде как никогда: компании продаются, покупаются, меняются их владельцы, и все это требует финансового регулирования и контроля. Но речь идет о спросе на действительно хороших и креативных специалистов с крепким резюме, которые могут помочь бизнесу в сложное время.
P. S.
К началу 2023 года глобальные изменения на рынке уже произошли, и теперь продолжается период привыкания и стабилизации. Работодатели и сотрудники ищут новые точки согласия, которые устроят обе стороны. Но пока на рынке все же правит работодатель, а не соискатель. И прислушиваться к его требованиям будет необходимо.