Заказчиком работ выступает казенное учреждение "Региональный центр безопасности". Изначально стоимость контракта оценили в 774,5 миллиона рублей. По итогам торгов она была снижена на 42 процента. Договор был заключен 31 августа 2022 года, и уже к зиме подрядчик должен был внедрить в Воронеже специализированное ПО, отремонтировать 21 светофор в Коминтерновском районе, установить на Северном мосту комплексы для мониторинга транспортных потоков и метеоусловий, а также создать Центр обработки данных на проспекте Революции. Именно об этих успехах в феврале и рассказали специалисты компании на одном из местных телеканалов. Плату за реализацию первого этапа проекта - 115 миллионов рублей - подрядчик получил полностью в виде аванса.
Сейчас, согласно приложению к госконтракту, идет уже второй этап. Он рассчитан на год - до 1 декабря 2023-го - и обойдется бюджету в 165,3 миллиона. До конца мая предстоит отремонтировать светофоры на 19 перекрестках в центре города, к августу - смонтировать 23 детектора для отслеживания автотранспорта на других мостах и оживленных улицах. В дальнейшем система будет масштабирована, "умное" оборудование появится на въездах в город и сложных дорожных участках.
Третий этап по плану должен закончиться до 2025 года. В итоге Воронеж получит интеллектуальную транспортную систему, интегрированную с "Безопасным городом" и позволяющую избавляться от пробок, так как работа светофоров будет регулироваться в зависимости от загруженности дорог. Ожидается, что количество заторов сократится на треть. Чиновники обещали, что "умная" аппаратура будет отечественной.
Напомним, ранее в столице Черноземья пытались внедрить аналогичное японское оборудование. Установка светофоров с искусственным интеллектом велась по межгосударственной программе сотрудничества и была, пожалуй, самым громким городским проектом в сфере управления дорожным движением. В 2018-м на двух магистральных улицах установили 145 таких устройств за 56 миллионов рублей.
На стадии тестирования японская система пала жертвой интеллекта воронежских водителей, поскольку не была рассчитана на то, что автомобили будут хаотично перестраиваться, выезжать за стоп-линию, когда им вздумается, и стоять у перекрестков парами в каждом ряду. После отладки светофоры проработали несколько месяцев. Пропускная способность перекрестков выросла в среднем на 18 процентов, и власти города задумались о том, чтобы оснастить "умными" регуляторами и другие улицы. Однако проект то и дело вставал на паузу. Спустя два года после установки проржавели опоры для светофоров. За них отвечал местный субподрядчик. Далее были задержаны руководитель муниципального "Центра организации дорожного движения" и московской фирмы, выступавшей посредником при внедрении в Воронеже японских технологий. Их приговорили к лишению свободы за мошенничество ("откаты" на сумму 1,7 миллиона рублей). Аппаратуру же сняли из-за сбоев.
- Если бы светофор был действительно умным, он бы купил билет и уехал в Японию, - напомнил давнюю местную шутку воронежский урбанист и блогер, активист общественного движения "Город и транспорт" Виталий Иванищев. - По некоторым отзывам, после установки датчиков Московский проспект поехал чуть быстрее. Но десятки тысяч автомобилистов были недовольны: все примыкающие к нему улицы наглухо встали в пробки. Дело в том, что проспект физически не способен переварить больше автомобилей. Провезти больше людей здесь можно только на общественном транспорте.
Транспортная система не единственное направление, в котором воронежские власти пробуют применять искусственный интеллект. За последние пару лет в городе появилось, к примеру, полсотни "умных" остановок: с USB-разъемами для зарядки телефонов и табло, показывающими приближение маршруток. Также в комплект может входить камера видеонаблюдения. Павильон обычно соединен с киоском, и мэрия, установив требования к дизайну нестационарных объектов, возложила расходы на их установку на собственников киосков. В зависимости от размеров конструкции цена вопроса может варьироваться от 500 тысяч до миллиона рублей.
Функция подзарядки гаджетов у пассажиров пока не слишком востребована: обычно на лавочках под козырьком сидят пожилые люди, а активные пользователи смартфонов стоят у проезжей части, чтобы не дать нужной маршрутке промчаться мимо остановки. Номера автобусов и время их прибытия на табло высвечиваются, но не всегда соответствуют действительности. В означенное время может появиться транспорт того же частного перевозчика, но идущий по другому маршруту.
- Первые "умные" табло на остановках в центре Воронежа появились чуть более 10 лет назад. Проект их размещения стоил всего пару миллионов рублей - смешная по сегодняшним меркам сумма, - отметил Виталий Иванищев. - Очень долго табло не могли включить, а когда они наконец заработали, оказалось, что в солнечную погоду на них ничего не видно. Мелкий шрифт, экран отсвечивает. Но если со шрифтом потом разобрались, то экран оказался непригоден для эксплуатации на улицах. Табло постоянно ломались. Через два года на них появилась реклама юридических услуг... на бумаге-самоклейке. Кто-то сдал поверхности в аренду. Мэрия свою причастность к этому отрицала, табло сняли с опор и списали. Несколько лет спустя появились "умные" остановки - по сути, обычные павильоны, оборудованные более подходящими для уличных условий табло и портами для зарядки телефонов. По архитектуре - в советское время делали и поинтереснее. Порты работают, я ими однажды пользовался. Экраны работают не всегда, но в целом исправны. Хотя сегодня это необязательная вещь: почти у каждого в кармане свой монитор, который поможет отследить транспорт. Если уж вешать табло, то светодиодное: оно дешевле, ярче, не создает визуального мусора рекламой. Сегодня есть еще одна проблема: из-за военных действий некорректно отображаются данные о передвижении автобусов.
По мнению Иванищева, по-настоящему "умная" остановка должна выглядеть немного иначе. Нужна удобная платформа для посадки в автобус, на части улиц - антикарман. Сам павильон может быть закрытым - с отоплением зимой и кондиционированием летом.
- Это, конечно, мечты, но кое-что можно сделать и сегодня. Например, нормальную навигацию. Если гость города просто видит, что через три минуты придет автобус со сложным номером 113кш, он не понимает, куда на нем можно уехать. На остановке должна быть общая схема города, карта прилегающей территории с основными объектами, информация о маршрутах и порядке оплаты проезда. Вот так при малых усилиях остановка станет и правда "умной". Но когда с нее пассажир уезжает на старом пазике с курящим водителем, или рискует не влезть в салон в час пик, потому что на маршруте только битком набитые "газели", или нужный маршрут вообще исчезает после 19.00 - говорить про "умный" город еще очень рано.