В 2023-м по стране будет продано, как ожидается, два миллиарда свежесрезанных цветов на 200 с лишним миллиардов рублей. В среднем на одного россиянина приходится два-три букета в год. Основной спрос формируют крупные города. В Москве цветы покупают вдвое чаще, чем в среднем по стране. Вместе с агломерацией столица занимает около 35 процентов рынка.
Спрос на цветы в России имеет ярко выраженную сезонность. Первый пик - 14 февраля (розы) и 8 марта (тюльпаны), второй - май-июнь (гвоздики), третий связан с 1 сентября. Повышается активность покупателей и в начале октября, ко Дню учителя. Осенью востребованы розы и хризантемы.
Традиционно импорт в ассортименте цветочных салонов занимал около 80 процентов. До введения прошлогодних санкций две трети иностранной продукции завозилось из Нидерландов и Эквадора (их доли были примерно равны), по восемь-девять процентов давали Белоруссия и Кения, еще шесть-семь - Колумбия. В 2023 году акцент, по мнению экспертов, переместится на страны Южной Америки и Азии. Вырастут объемы закупок цветов в Турции, Белоруссии, Армении и Китае.
Хороший шанс получат и отечественные производители. Рывок в развитии произошел еще в 2021-м, когда доля местной продукции в объеме продаж свежих цветов достигла рекордного значения в 18,6 процента (340 миллионов штук). Прирост в натуральном выражении тогда составил 9,4 процента, в стоимостном - 14. В прошлом году валовой сбор срезанных цветов в России вырос еще заметнее: на целых 18 процентов - до 400 миллионов штук. В 2023-м показатель может достичь 500 миллионов.
Основные инвестиции россиян связаны с пятью видами цветов, которые занимают более 90 процентов рынка. Почти половину продаж стандартно дают розы, 15 процентов - хризантемы, 11 - гвоздики, около восьми - герберы. Примерно 10-я часть спроса приходится на тюльпаны. Это чисто весенний товар, но за первую неделю марта россияне покупают более 150 миллионов штук. Выгонка тюльпанов - самый быстрорастущий сегмент рынка. В 2018-2022 годах объем их поставок от российских цветоводов серьезно вырос благодаря запуску теплиц в Подмосковье.
Суммарная площадь комплексов по выращиванию цветов под срез в РФ составляет 200 гектаров. Эти мощности распределены по стране неравномерно. Более 60 процентов валового сбора обеспечивают в Центральном и Приволжском федеральных округах. По ЦФО лидируют Московская, Калужская и Белгородская области: вместе они дают до 80 процентов местных цветов. В ПФО три пятых валового сбора приходится на Мордовию и Удмуртию. Каждый 10-й срезанный цветок в стране выращен на северо-западе, где центром производства является Ленинградская область. Сопоставим объем сбора на юге - там лидирует Краснодарский край.
В Калужской области цветочный бизнес развивается довольно активно.
- Если посмотреть, что производят в Калужской области, - объемы впечатляют, - заверил генеральный директор Агентства инновационного развития региона Павел Гранков.
По его словам, одна только компания "Галантус" к весенним праздникам выдаст на рынок 11 миллионов тюльпанов. А в регионе не одно крупное предприятие по выращиванию цветочной продукции, по своим объемам претендующее на роль флагмана в этом деле. К примеру, "Цветочный холдинг" включает пять высокотехнологичных теплиц со сложными экологическими системами и климат-контролем. Общая площадь выращивания цветов здесь 27,5 гектара - в закрытом грунте и 23 гектара - в открытом грунте.
Конечно, такое развитие цветочного бизнеса отчасти определяется близостью к самому большому рынку - Москве. Впрочем, калужские цветы продают не только в столице, но и во всех соседних регионах. К примеру, в Туле есть несколько специализированных магазинов, где реализуется именно местная продукция, которая выделяется не только своим качеством, свежестью, но и конкурентной ценой.
- Традиционно на праздники спрос на цветы растет в разы. Что касается всего сезона - мы наблюдаем увеличение спроса именно на цветы местного производства. Доля импортного цветка составляет 85 процентов, поэтому потенциал для роста, безусловно, существует, - рассказал "РГ" коммерческий директор ООО "Калужский Цветочный Холдинг" Максим Гликман. - В преддверии весны мы, конечно, предлагаем тюльпаны, выращенные в наших теплицах. Как показывает практика, это самый востребованный цветок к 8 Марта. Помимо весенних тюльпанов мы также предлагаем и наш флагман - розу, у нас их 48 сортов, а также герберы, сезонные хризантемы, лилии, пуансеттии и, конечно, разнообразные однолетние растения. "Калужский Цветочный Холдинг" является одним из основных поставщиков свежих цветов на российском рынке и имеет высокий потенциал для развития импортозамещения.
Сегодня в регионе создается кластер по производству цветочной продукции. Участие в нем дает компаниям дополнительные возможности для импортозамещения. Как пояснил Павел Гранков, кластер позволит решать многие кооперационные вопросы.
- Ведь это не только производство цветочной продукции. Здесь есть и образовательная составляющая, а в регионе находится филиал Тимирязевки, и производство упаковки - цветы же надо и перевозить, и красиво подавать, - уточнил он. - Словом, это большая кооперационная цепочка. Она работает, но для продвижения продукции на федеральные рынки нужна поддержка. Опять же это инновационное высокотехнологичное производство: сегодня для выращивания цветов нужна цифровизация.
- Создание кластера позволит установить устойчивые кооперационные связи между действующими предприятиями Калужской области, являющимися производителями цветочной продукции, что впоследствии окажет содействие продвижению нашей продукции на новые региональные и международные рынки, - вторит ему Максим Гликман.
Но все же главный сегодняшний вызов у цветоводов связан с тем, что этот рыночный сегмент не имеет своего проводника во властных структурах. Как поясняет Павел Гранков, цветочный бизнес относится и к Министерству сельского хозяйства и к Минпромторгу.
- Нет конкретного шефства, следовательно, нет и государственной поддержки. С учетом санкций здесь ведь тоже есть проблемы по импортозамещению. Но программ поддержки цветочного бизнеса нет, - подчеркивает гендиректор калужского АИР.
- Собственное производство цветов будет развиваться за счет ввода новых комплексов и выхода на полную мощность инвестпроектов, запущенных в последние годы, - отмечает руководитель направления Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Наталья Худякова. - Развитию сегмента будут способствовать активное государственное регулирование отрасли, ориентированное на импортозамещение, программы льготного кредитования, а также цифровизация и автоматизация предприятий АПК. По нашим прогнозам, в среднесрочной перспективе увеличение мощностей закрытого грунта под выращивание цветов под срез в полтора-два раза позволит нарастить долю российской продукции на рынке до 50 процентов.
Кстати
Всплеск торговли живыми цветами в предпраздничные периоды сопровождается списанием до трети товара. По данным аналитиков банка, более 20 процентов срезанных цветов утилизируется торговыми сетями. Еще около 10 - погибает, не доехав до покупателя. Значительно снизить углеродный след при покупке букетов помогает выбор сезонных или местных видов растений: их выращивание и доставка требуют меньшего количества ресурсов (воды, удобрений, затрат на логистику). В период весенних праздников российские продавцы цветов также генерируют около 40 тонн отходов - в подсчет включен примерный объем пластиковой упаковки, которую нельзя переработать, декоративных лент, флористических губок. Тренд на осознанное потребление стимулирует к отказу от подобных расходников. Альтернативой становятся декоративная бумага и шпагат.