Швыдкой: Историю делают реальные живые люди. И она продолжается в их потомках

Если бы не презентация дополненного издания книги Анны Белорусовой "Летчики особого назначения" в Большом зале Российской государственной библиотеки, вряд ли бы стал писать об этой удивительной истории. Просто потому, что не считаю себя специалистом по такой непростой теме, как летчики во Второй мировой войне. Но так вышло, что был печатно удостоен благодарности автора в предисловии, совсем незаслуженной, с моей точки зрения. И из желания отдать долг А. Белорусовой пришел на церемонию представления второго издания этой книги, выпущенной в год 100-летнего юбилея Гражданской авиации России. Для нашей истории эта дата имеет особое значение.

Московская авиагруппа особого назначения была создана приказом начальника Главного управления гражданского воздушного флота генерала-майора авиации В. Молокова 27 июня 1941 года. В нее, как и в другие авиаотряды и авиагруппы (всего их было девять), отобрали лучших пилотов, штурманов, бортмехаников, бортрадистов и инженеров ГВФ "для обслуживания действующих частей Красной армии и Военно-морского флота". Московская авиагруппа особого назначения (МАОН) доставляла продовольствие в блокадный Ленинград, прокладывала воздушные пути в осажденный Севастополь, сбрасывала вооружение, боеприпасы и медикаменты партизанам, высаживала десантников в тылу фашистов, приземлялась на партизанских аэродромах за линией фронта - всего не перечесть. Среди летчиков-асов был дед автора книги Анны Белорусовой Петр Иванович Колесников. Он прославился еще до войны: в фильме "Мужество" Михаила Калатозова, где роль воздушного лихача Алексея Томилина играл Олег Жаков, П. Колесников демонстрировал класс летного мастерства.

Но в годы войны он меньше всего думал о славе, хотя его дважды представляли к званию Героя Советского Союза, как и некоторых других его товарищей по МАОН. Они выполняли свой долг, который требовал мужества и высочайшего профессионализма. Именно поэтому летные экипажи МАОН были отобраны для выполнения особо секретного задания в Великобритании, власти которой обещали после лондонских переговоров В. Молотова и У. Черчилля в мае 1942 года предоставить СССР транспортные самолеты. Потребность в них была высока, речь шла о 500 машинах. Но у британцев не было такого количества. Министр авиации Великобритании Арчибальд Синклер мог предложить всего сотню бомбардировщиков "Армстронг Уитворт Албемарл", которые должны были переделать в транспортные самолеты. 7 декабря 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны "О перегонке из Англии в СССР самолетов "Албемарл-1". Руководил этой операцией генерал-лейтенант Ф.А. Астахов, на главного штурмана ГУ ГВФ майора М.И. Коконина возложили навигационное обслуживание. Непосредственно группой советских экипажей, отправившихся в Шотландию на аэродром Эррол, командовал подполковник В.М. Коротков.

В День Победы к мемориальному камню у деревни Фернан приходят поклониться памяти советских летчиков русские и британцы, среди которых и генерал Мелвилл Джеймсон

Во время одного из тренировочных полетов разбился самолет, который пилотировал Герой Советского Союза А. Груздин. Он сумел увести машину за линию жилых построек деревни Фернан. Вместе с ним погибли члены экипажа В.В. Дрямин и А.А. Алексеев.

И пусть мой пересказ не кажется излишне подробным: думаю, немногим читателям "РГ" знакома эта страница из истории Второй мировой войны. По инициативе жителей деревни и Анны Белорусовой 16 мая 2015 года на месте бывшего аэродрома Эррол открыли памятную доску в честь советских летчиков, а 1 мая 2019 года установили мемориальный камень у деревни Фернан, сделанный карельскими мастерами. И каждый год в День Победы к этому камню приходят поклониться памяти советских летчиков русские и британцы, среди которых и генерал Мелвилл Джеймсон. Он приложил немало сил, чтобы камень из Карелии оказался в шотландской деревне и стал символом совместной битвы с нацизмом. Сэр Мелвилл приходил к этому камню и 8 мая 2022 года, уверенный, что общий подвиг не может быть предан забвению.

Об этом он и говорил в видеообращении к участникам презентации книги Анны Белорусовой. Говорил от души, так же, как когда-то консультировал С.Д. Хлебникова, который до 2020 года был комендантом Московского Кремля, по поводу организации Международного фестиваля военных оркестров "Спасская башня". О чем вспомнил и сам Сергей Дмитриевич, который пришел в РГБ. Презентация книги "Летчики особого назначения" меньше всего походила на официальную церемонию. В Большом зале РГБ собрались потомки летчиков, штурманов, борт-радистов, инженеров, всех тех, кто составлял экипажи МАОН, и тех, кто обслуживал их машины на земле. Сюда приехали жители тех мест, с которыми были связаны судьбы этого легендарного летного отряда. В каждом из них теперь есть музей МАОН - и в Хвойном, откуда вылетали самолеты с продуктами для блокадного Ленинграда, и в Митрофановке, где родился П.И. Колесников; память о летчиках МАОНа хранят и в севастопольском музейном комплексе "35-я береговая батарея". На презентацию книги приехали авторы и создатели памятного камня из Карелии...

Историю делают реальные живые люди. И она продолжается в их потомках

Все они встретились как близкие люди, связанные родством, воспоминаниями, общим делом сохранения истории, объединившей их так же, как их дедов и прадедов. Из первого поколения родственников в живых осталась только Галина Васильевна Розова, вдова борт-стрелка Н.И. Розова, известного скульптора-анималиста, умершего в 1994 году. Ее трогательный рассказ об их знакомстве на фабрике игрушек, где она работала раскрасчицей, определил тон этой удивительной встречи. Она подтвердила простую истину: историю делают реальные живые люди. И она продолжается в их потомках.