В январе бюджет недосчитался 159,6 млрд рублей (425,5 млрд рублей), то есть отставание от ожидаемых доходов в феврале сократилось всего на 7%, хотя общий объем поступлений вырос. Увеличение поступлений из отрасли было запланированным. В феврале бюджет получил выплаты от нефтегазовых компаний за январь, учитывающие повышение для них налогов с начала 2023 года, что в среднем должно приносить около 90 млрд рублей ежемесячно. Поэтому фактически ситуация с нефтегазовыми доходами казны в феврале лишь немного изменилась в лучшую сторону относительно январских поступлений.
Добыча нефти в России (а это основной источник налоговых поступлений в казну), по данным Центра развития энергетики (Центр РЭ), была в декабре-январе близка к максимальному уровню - 10,9 и 10,92 млн баррелей в сутки. Экспорт нефти и нефтепродуктов, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), в январе составил 8,2 млн баррелей в сутки, что близко к историческому рекорду. В результате единственной видимой причиной отставания доходов от ожидаемого уровня остается низкая цена на нашу нефть Urals, которая используется для расчета налогов. Свой вклад в "недостачу" также внесло снижение выплат по экспортной пошлине за газ из-за уменьшения его поставок в Европу. Но здесь эффект тоже был ожидаемым, и шока для бюджета в этом не было.
Если ситуация не изменится, то сумма недополученных средств начнет нарастать. Даже если их ежемесячный объем не будет увеличиваться, то за год выйдет более 1,5 трлн рублей. И это несмотря на то, что в марте и апреле нефтегазовые доходы казны вероятнее всего окажутся выше, чем в феврале. Дело в том, что на эти месяцы придутся выплаты по налогу на дополнительный доход (НДД): в марте - за четвертый квартал 2022 года, а в апреле - за первый квартал 2023 года.
Как отмечает руководитель Центра РЭ Кирилл Мельников, в марте доходы бюджета могут вырасти за счет выплат по НДД на 300 млрд рублей. Но дальнейшие выплаты по НДД за первый и следующие кварталы 2023 года будут зависеть от динамики котировок Urals.
Наша нефть сильно подешевела относительно эталонной марки Brent после введения 5 декабря 2022 года ЕС, G7 и Австралией потолка цен на нее - 60 долларов за баррель. Дисконт на Urals увеличивался почти до 35 долларов за баррель в январе, после чего незначительно уменьшился до 33,8 доллара за баррель.
Именно эти цены используют сейчас для расчета налогов, но многие считают, что это заниженная оценка. Цена Urals сейчас определяется на основе данных продажи нашей нефти в портах на Балтике и Черного моря с учетом доставки до Европы. Но с 5 декабря 2022 года в ЕС работает эмбарго на импорт нашей нефти, поэтому туда она не доставляется. Цены на Urals оказываются искусственно заниженными, поскольку доставка до Индии и Китая из западных портов России сильно увеличивает стоимость товара. Неслучайно в Институте международных финансов (IIF) подсчитали, что средняя цена нашей нефти после введения потолка составила 74 доллара за баррель. Причем из тихоокеанских портов российская нефть отправлялась по средней цене 84 доллара за баррель.
С апреля механизм подсчета поменяется. В апреле для расчета налогов российской нефти будет использоваться средняя цена Brent минус 34 доллара за баррель. Для мая такой ценой станет стоимость Brent минус 31 доллар за баррель, для июня - Brent минус 28 долларов за баррель, а для июля - Brent минус 25 долларов за баррель.
По основному для нефтяных компаний налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) такая схема обязательно приведет к росту выплат в бюджет, если только не начнут сильно падать объемы добычи. На плательщиков НДД эффект будет меньше, поскольку НДПИ лишь частично включен в налог на добавленный доход. Здесь большее значение будет иметь реальный рост цен Urals.
Платежи по НДД могут оказаться меньше запланированных объемов, если цена нашей нефти будет ниже, чем в прошлом году, и уровня, заложенного в бюджете, считает Мельников. В то же время ослабление рубля может сгладить большую часть этого эффекта. При средней цене Urals в 60 долларов за баррель и курсе 77 рублей за доллар поступления нефтяных налогов будут близки к показателям, заложенным в бюджете. Но при условии, что добыча нефти в России останется на уровне марта и не будет сокращаться далее (в марте запланировано сокращение на 500 тыс. баррелей в сутки), уточняет Мельников.
Как отмечает аналитик по товарным рынкам "Открытие Инвестиции" Оксана Лукичева, если идея правительства по переходу к ограниченному дисконту окажется верной, то компании будут стремиться к увеличению прибыли от продаж через минимизацию дисконта российской нефти, а соответственно, финансовые показатели улучшатся. Это не должно привести к снижению доходов и не отразится на поступлениях по НДД. Но если объемы добычи будут снижаться, а цены не вырастут, то доходы также будут снижаться, как их ни считай, подчеркивает эксперт.
При этом не стоит и переоценивать роль нефтегазовых доходов в общем дефиците бюджета в январе-феврале этого года. Минфин предварительно оценил его в 2,58 трлн рублей. Доля в этой сумме недополученных доходов из нефтегаза меньше 12%. Основной причиной дефицита стал рост расходов казны. По сравнению с январем-февралем прошлого года они выросли почти на 2 трлн рублей.