Как рассказали "РГ" в "Кавказ.РФ", одна из главных задач компании - выравнивание турпотока в течение года. Делать это лучшего всего путем организации горных походов.
"Весной начнется оборудование новых и уже существующих троп на курортах "Эльбрус" и "Ведучи". Проведем трассировку маршрутов, оформим смотровые площадки, установим систему навигации, арт-объекты, малые архитектурные формы и информационные щиты. Создадим сеть прогулочных маршрутов разного уровня сложности. Все тропы пройдут через самые интересные достопримечательности в окрестностях курортов", - заявили в госкорпорации.
Канатные дороги в сочетании со смотровыми площадками также становятся всесезонной точкой притяжения туристов. Как отметили в "Кавказ.РФ", станция "Гарабаши" на Эльбрусе с самой высокогорной видовой площадкой страны в теплое время года привлекает практически столько же гостей, сколько и горнолыжные трассы зимой. Среднегодовой рост летнего турпотока с момента открытия канатной дороги "Мир" - "Гарабаши" в 2016-м составил около 20 процентов.
"Строящийся подъемник на "Ведучи" также станет интересным круглогодичным туробъектом Чеченской Республики. Это будет канатная дорога протяженностью 4,4 километра с 20-местными кабинками", - добавили в компании.
По словам гида и владельца туристической компании в СКФО Анзора Рашидова, переориентировать горнолыжные курорты на полноценную работу летом будет непросто из-за высокой конкуренции.
- В холодное время года основные точки притяжения - горнолыжные курорты. Летом же есть возможность отправиться на море или на дачу. Поэтому сохранить большой турпоток на горные курорты круглый год сложно, но задача это вполне выполнимая. Главное - развивать инфраструктуру, и это не только места размещения - гостиницы и отели, но и, к примеру, трекинговые маршруты. Кроме того, как показывает практика, событийный туризм тоже отличный способ привлечь гостей.
По мнению руководителя проектов бюро Atlas Анны Белинской, переориентировать кавказские курорты на всесезонность удастся, так как того требует экономическая ситуация.
- Данный тренд обусловлен необходимостью повышать экономическую эффективность туробъектов и развивать индустрию отдыха, соответственно, надо разнообразить региональные предложения на этом рынке, - говорит эксперт. - Для того чтобы успешно переориентировать горнолыжный курорт на всесезонное использование, требуется концепция летнего сезона. Объединяющая идея и образ - основа. Чтобы их создать, нужно проанализировать, какие туристско-рекреационные сервисы и услуги уже есть в регионе, определиться с тематической направленностью, позиционированием и уникальными летними предложениями.
Канатные дороги, подвесные мосты, альпийские "американские" горки, зиплайны, трассы для горных велосипедов, гольф-поле - все это способно привлечь немало отдыхающих.
- Помимо этого, необходимо обеспечить качественный сервис для комфортного отдыха в свободное от основных развлечений время. Речь идет о кафе и ресторанах, крытых спортивных площадках, бассейнах, концертных площадках, - добавила Белинская.
Всесезонность также подразумевает развитие экологического и сельского туризма.
- На Северном Кавказе около 14 тысяч фермерских хозяйств, среди них горные пасеки, форелевые и садоводческие предприятия. Есть традиционные осетинские пивоварни. По данным собственного исследования бюро Atlas, Северный Кавказ, наравне с Поволжьем и Сибирью, входит в тройку самых перспективных территорий для сельского туризма. Маршрут, объединяющий объекты агротуризма, национальные парки и заповедники, поможет добиться круглогодичной посещаемости горных комплексов. .
Моисей Фурщик, руководитель Экспертного совета по промышленной политике комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию:
- Стремление сделать горнолыжные курорты всесезонными - глобальный тренд. Он не означает принципиальную переориентацию рекреационных комплексов, а подразумевает расширение летнего функционала. Речь идет о тематических парках, оборудованных пешеходных, велосипедных и конных маршрутах со смотровыми площадками, центрах для спортивных развлечений (параглайдинг, сплавы, заезды на квадроциклах).
Кроме того, важную роль играет организация концертов и фестивалей, особенно регулярных. Характерно, что почти все это не требует больших затрат, если грамотно использовать уже существующую инфраструктуру горнолыжных курортов. Только строительство тематического парка может оказаться весьма капиталоемким проектом.
Главный фактор успеха - правильный маркетинг, то есть активное позиционирование и продвижение курортов не только в зимний сезон. А для этого важно придать ему модный ореол, что подразумевает также формирование комфортной среды в местных городках, насыщенную ночную жизнь, качественные рестораны.
Кроме того, желательно вовлечь в ритм всесезонного комплекса территории, прилегающие к горнолыжному курорту. Например, организовать экскурсии к окрестным водопадам, озерам, памятникам культуры или в этнопоселения. Это позволит разнообразить летнюю программу, ведь сам горный курорт обычно бывает компактным.
Важно также использовать бальнеологические возможности Северного Кавказа. Тем более у округа подходящий для этого имидж - он известен своими долгожителями и хорошей экологией. Это позволит привлечь платежеспособных туристов и эффективнее конкурировать с пляжными курортами. Хотя теоретически горнолыжные комплексы Северного Кавказа могут скооперироваться с курортами Черноморского побережья. Если построить автодорогу, соединяющую эти два рекреационных кластера, то у туристов будет возможность в рамках одной поездки совместить два вида отдыха.