В Архангельской области гостевые дома по-прежнему набирают популярность - за последние 10 лет их количество в регионе увеличилось на 50 процентов и перевалило за сотню. Вместе с тем создание такого дома - очень своеобразный вид бизнеса. Несмотря на кажущуюся легкость, лишь половина его основателей выводят свои проекты на "прибыльную" высоту. Причем некоторые гостевые дома закрываются, не успев принять и с десяток туристов.
Вот, к примеру, бывший детский лагерь под Архангельском. Его взяли в аренду двое предпринимателей в расчете на ностальгию вчерашних пионеров по советскому прошлому. Для того чтобы привести полуразрушенное здание в порядок, организаторы лагеря-отеля вложили в его реставрацию собственные средства и взяли почти миллион рублей в кредит. Но желающих вспомнить детство практически не оказалось, проект пришлось закрыть, а кредит вернуть.
В гостевом доме под Новодвинском, наоборот, казалось бы, все получалось: и туристы были готовы приезжать, и помещения для их приема удалось оборудовать. Но хозяину не удалось преодолеть психологический барьер - с гостями нужно много общаться, радушно встречать, стараться угодить. А создатель бизнеса оказался к этому не готов.
С подобными сложностями сталкиваются сегодня многие владельцы маленьких деревенских гостевых домов. Что необходимо для их успеха и кто может поддержать начинающих отельеров? Об этом спецкор "РГ" расспросила участников конференции местных инициатив "Зимние встречи", организованной Кенозерским национальным парком в архангельской деревне Вершинино.
- Сельский гостевой туризм пользуется популярностью, но не везде. В Архангельской области часто бывало так, что людей мотивировали создавать гостевые дома, люди их открывали, но турпотока дождаться так и не могли. В итоге вложений в создание бизнеса оказывалось гораздо больше, чем реальных доходов, - рассказала "Российской газете" и.о. директора Кенозерского национального парка Александра Яковлева.
Начинать создание гостевого дома эксперт рекомендует там, где уже существует спрос. Причем лучше всего, если у хозяев есть историческая "привязка", если дом органично вписывается в архитектурную среду, а также находится на заранее организованных туристических тропах и вписывается в турпрограммы.
- Каждого гостя надо чем-то занять. Но не каждый хозяин может это сделать самостоятельно, поэтому очень важна кооперация, являющаяся одним из главных экономических факторов успеха. К примеру, в соседнем с гостевым доме туристов катают на лошадях, в другом угощают блюдами местной кухни, - поясняет Александра Яковлева.
Сегодня большинство гостевых домов Северо-Запада вынуждены конкурировать с комфортабельными отелями. Как создать преимущества? Понятно, что уровнем комфорта в деревне удивить сложно. Но туристы стремятся в архангельскую глубинку не в поиске "пяти звезд" и пакета "все включено". Аутентичность, особая атмосфера, тепло деревенского очага - именно это отличает сельский гостевой дом от стандартного отеля.
Подобный пакет стоит дорого, но туристы его с удовольствием покупают. Как доказательство - полная загрузка более чем 30 гостевых домов, действующих сегодня в деревнях и послеках Кенозерья. В пиковые сезоны мест для всех желающих здесь не хватает.
При всем этом нацпарк регламентирует деятельность деревенских отельеров: они должны соблюдать требования по безопасности, обустройству, интерьерным решениям.
На пути открытия гостевого дома многих "притормаживают" рост стоимости стройматериалов, отсутствие знаний и опыта, необходимость "упаковки" турпродукта и реклама. Тем не менее интерес к гостевому бизнесу вырос. А особенно, как отмечают в нацпарке, с 2020 года, когда у хозяев появилась возможность зарегистрироваться в качестве самозанятых. Кстати, начинающих деревенских бизнесменов сегодня поддерживает государство - за бесплатной помощью жители Кенозерья обращаются в школу сельского отельера нацпарка.
Здесь уверены: гостевой дом - это история не про койко-место, а про сельское гостеприимство. Если человек решает "отщипнуть" кусочек от турпотока, предоставив столичным гостям холодную комнатенку со старой мебелью, то он не столько заработает, сколько создаст отрицательный имидж для всей территории. И напротив: местные жители, проявляющие гостеприимство на всех этапах - от рекламы до проводов гостей - получают неплохой доход.
Появилась в Архангельской области и новая тенденция - горожане возвращаются в родные деревни, "поднимают" здесь свои полуразвалившиеся дома, а позже, чтобы начать получать дополнительные доходы, открывают в них гостевые избы:
- Когда мы вкладывали средства в восстановление нашего дома, то даже не думали, что он станет гостевым, - рассказала "Российской газете" Лариса Томилева из холмогорской деревни Великий Двор. - А когда по совету друзей я все-таки решила заняться гостевым бизнесом, заработок вообще не стоял на первом месте. Вначале важно было принести людям радость, организовать для них теплый прием, окружить вниманием. И еще: у каждого такого дома должна быть своя фишка, он должен опираться на что-то большее, чем просто фундамент.