Господдержка поможет экспортерам СЗФО выйти на новые зарубежные рынки

Санкции и усложнившаяся на их фоне логистика серьезно подпортили жизнь агробизнесу и промышленникам Северо-Запада. Для примера: в 2022 году сельхозпроизводители СЗФО собрали рекордные 1,2 миллиона тонн зерновых, однако вывезти привычные экспортные объемы за пределы регионов по старым логистическим схемам оказалось не так просто. Кроме того, транспортные издержки не лучшим образом повлияли на стоимость злаковых, что не порадовало импортеров. Справиться с санкционным давлением аграриям поможет господдержка.
Себестоимость пшеницы в регионе значительно выше из-за логистики.
Себестоимость пшеницы в регионе значительно выше из-за логистики. / Кирилл Брага / РИА Новости

Прошлогодний урожай зерновых преодолел исторический максимум и превысил, по последним данным Минсельхоза России, 150 миллионов тонн. Это закрыло потребности россиян на 160 процентов. Однако при таких рекордных сборах экспортировать ту же пшеницу в зарубежные страны по привычным морским маршрутам оказалось затруднительно из-за запретов на заход отечественных судов в иностранные порты. Ситуацию осложнил тот факт, что во многих регионах Северо-Западного федерального округа нет собственных перерабатывающих производств. Пока логистические цепочки в срочном порядке перестраивали, в стране образовался большой профицит зерновых культур.

- Из-за санкций и возникшей на их фоне неопределенности экспорт зерновых в первые три месяца 2022 года заметно отставал по сравнению с прошлыми периодами. С проблемами столкнулись не только российские сельхозпроизводители, но и зарубежные фрахтовики, банкиры и страховые компании, - рассказал вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. - Тем не менее наши экспортеры - молодцы, поскольку смогли наладить поставки и адаптироваться к новым условиям. Правда, случилось это уже поздней осенью, когда вывоз зерна был затруднительным в силу неблагоприятных погодных условий. В итоге в октябре 2022-го удалось увеличить прошлогодние объемы на полтора миллиона тонн. В ноябре и вовсе вывезли рекордные 4,8 миллиона тонн пшеницы, чего раньше никогда не случалось.

Главными импортерами отечественных зерновых сегодня выступают Египет, Иран, Турция, Саудовская Аравия и страны Африки. Однако, несмотря на растущие поставки по новым направлениям, ситуация с точки зрения логистики и конкурентоспособности зерна остается непростой. Это подтверждают сельхозпроизводители Калининградской области. Самый западный регион страны оказался лидером СЗФО по сбору зерновых - более 686 тысяч тонн за 2022 год. Однако из-за непростого географического положения российского эксклава выращенная в нем сельхозпродукция часто не может конкурировать с другими российскими регионами. Резко подскочившая стоимость доставки негативно отразилась на цене той же пшеницы. "Отвалившийся" рынок Северной Европы, куда в досанкционные времена активно поставлялись злаки из Калининградской области, привел к образованию профицита в размере 40 процентов от всего объема валового продукта эксклава.

- Конкурировать с внутренним рынком "большой" России сегодня практически невозможно. Себестоимость отличной по качеству пшеницы в нашем регионе значительно выше из-за логистики. Ведь сюда необходимо завозить топливо, удобрения, различные противомикробные средства и многое другое, - подчеркнула генеральный директор калининградского портового элеватора Елена Зайцева. - Все эти составляющие проходят через территорию Республики Беларусь и Литвы, прежде чем попасть в Калининградскую область. Отсюда и более высокая цена на продукцию по сравнению с другими регионами России. Не стоит забывать и о зерновом демпфере, который ввели в июне 2021 года, а также об экспортных квотах 2020-го. Это также дополнительная финансовая нагрузка для калининградских аграриев.

Доставить зерно из эксклава новым импортерам из Египта, Африки, Марокко, Алжира или Мавритании сегодня экономически невыгодно, полагают аналитики рынка. Все дело в пропускной мощности калининградского порта. Существующая осадка в восемь метров позволяет морским воротам региона принимать относительно небольшие суда дедвейтом не больше десяти тысяч тонн. До Египта такие, скорее всего, не дойдут, а для экспортных поставок в страны Африки необходимо фрахтовать более крупные сухогрузы. Для аграрного бизнеса эксклава это банально невыгодно - длинное логистическое плечо увеличивает стоимость и без того дорогого зерна, что делает его малопривлекательным для перспективных импортеров.

Эксперты убеждены, что помочь калининградским предпринимателям может точечная отмена зернового демпфера. Положительно скажутся возможные послабления в части экспортных квот и дополнительные субсидии на фрахт судов для доставки зерна по актуальным международным направлениям.

В других регионах Северо-Запада ситуация с логистикой значительно лучше, чем в Калининградской области. Антироссийские санкции пусть не прямо, но косвенно повлияли на стоимость зерна и стабильность поставок. Так, например, агробизнес Псковской области столкнулся с нехваткой запчастей для техники. Недоступными оказались и отдельные семена для сельскохозяйственных культур. Впрочем, несмотря на трудности, аграрии Псковской области собрали в этом году более 169 тысяч тонн зерновых. Первую партию пшеницы экспортировали из региона в страны Африки и Ближнего Востока только в 2020 году. В современных условиях логистику пришлось пересмотреть, некоторые цепочки удлинились.

Транспортные издержки не лучшим образом повлияли на стоимость злаковых, что не порадовало импортеров

Аграрному сектору Вологодской области справиться с санкционным давлением и выйти на новые рынки помогли эффективные меры господдержки. Предприятия сферы АПК в прошлом году получили в качестве субсидий более 3,5 миллиарда рублей. В этом году, по сообщению регионального правительства, сумму увеличат еще на 100 миллионов рублей. Во многом благодаря этому сельхозпроизводители собрали с вологодских полей рекордные для области 178,5 тысячи тонн зерновых.

Проанализировав ситуацию в регионах, Минсельхоз России предложил расширить меры господдержки для производителей зерна при перевозке злаков железнодорожным транспортом. Это откроет возможности для их доставки в Калининградскую, Ленинградскую, Мурманскую области и Санкт-Петербург.

Тем временем

Россия ввела механизм зернового демпфера 2 июня 2021 года. Его главной особенностью стали "плавающие" пошлины на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя и возврат полученных от них средств на субсидирование сельхозпроизводителей. Размер пошлин обновляется исходя из цен экспортных контрактов, которые регистрируются на Московской бирже.