Прошлогодний урожай зерновых преодолел исторический максимум и превысил, по последним данным Минсельхоза России, 150 миллионов тонн. Это закрыло потребности россиян на 160 процентов. Однако при таких рекордных сборах экспортировать ту же пшеницу в зарубежные страны по привычным морским маршрутам оказалось затруднительно из-за запретов на заход отечественных судов в иностранные порты. Ситуацию осложнил тот факт, что во многих регионах Северо-Западного федерального округа нет собственных перерабатывающих производств. Пока логистические цепочки в срочном порядке перестраивали, в стране образовался большой профицит зерновых культур.
- Из-за санкций и возникшей на их фоне неопределенности экспорт зерновых в первые три месяца 2022 года заметно отставал по сравнению с прошлыми периодами. С проблемами столкнулись не только российские сельхозпроизводители, но и зарубежные фрахтовики, банкиры и страховые компании, - рассказал вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. - Тем не менее наши экспортеры - молодцы, поскольку смогли наладить поставки и адаптироваться к новым условиям. Правда, случилось это уже поздней осенью, когда вывоз зерна был затруднительным в силу неблагоприятных погодных условий. В итоге в октябре 2022-го удалось увеличить прошлогодние объемы на полтора миллиона тонн. В ноябре и вовсе вывезли рекордные 4,8 миллиона тонн пшеницы, чего раньше никогда не случалось.
Главными импортерами отечественных зерновых сегодня выступают Египет, Иран, Турция, Саудовская Аравия и страны Африки. Однако, несмотря на растущие поставки по новым направлениям, ситуация с точки зрения логистики и конкурентоспособности зерна остается непростой. Это подтверждают сельхозпроизводители Калининградской области. Самый западный регион страны оказался лидером СЗФО по сбору зерновых - более 686 тысяч тонн за 2022 год. Однако из-за непростого географического положения российского эксклава выращенная в нем сельхозпродукция часто не может конкурировать с другими российскими регионами. Резко подскочившая стоимость доставки негативно отразилась на цене той же пшеницы. "Отвалившийся" рынок Северной Европы, куда в досанкционные времена активно поставлялись злаки из Калининградской области, привел к образованию профицита в размере 40 процентов от всего объема валового продукта эксклава.
- Конкурировать с внутренним рынком "большой" России сегодня практически невозможно. Себестоимость отличной по качеству пшеницы в нашем регионе значительно выше из-за логистики. Ведь сюда необходимо завозить топливо, удобрения, различные противомикробные средства и многое другое, - подчеркнула генеральный директор калининградского портового элеватора Елена Зайцева. - Все эти составляющие проходят через территорию Республики Беларусь и Литвы, прежде чем попасть в Калининградскую область. Отсюда и более высокая цена на продукцию по сравнению с другими регионами России. Не стоит забывать и о зерновом демпфере, который ввели в июне 2021 года, а также об экспортных квотах 2020-го. Это также дополнительная финансовая нагрузка для калининградских аграриев.
Доставить зерно из эксклава новым импортерам из Египта, Африки, Марокко, Алжира или Мавритании сегодня экономически невыгодно, полагают аналитики рынка. Все дело в пропускной мощности калининградского порта. Существующая осадка в восемь метров позволяет морским воротам региона принимать относительно небольшие суда дедвейтом не больше десяти тысяч тонн. До Египта такие, скорее всего, не дойдут, а для экспортных поставок в страны Африки необходимо фрахтовать более крупные сухогрузы. Для аграрного бизнеса эксклава это банально невыгодно - длинное логистическое плечо увеличивает стоимость и без того дорогого зерна, что делает его малопривлекательным для перспективных импортеров.
Эксперты убеждены, что помочь калининградским предпринимателям может точечная отмена зернового демпфера. Положительно скажутся возможные послабления в части экспортных квот и дополнительные субсидии на фрахт судов для доставки зерна по актуальным международным направлениям.
В других регионах Северо-Запада ситуация с логистикой значительно лучше, чем в Калининградской области. Антироссийские санкции пусть не прямо, но косвенно повлияли на стоимость зерна и стабильность поставок. Так, например, агробизнес Псковской области столкнулся с нехваткой запчастей для техники. Недоступными оказались и отдельные семена для сельскохозяйственных культур. Впрочем, несмотря на трудности, аграрии Псковской области собрали в этом году более 169 тысяч тонн зерновых. Первую партию пшеницы экспортировали из региона в страны Африки и Ближнего Востока только в 2020 году. В современных условиях логистику пришлось пересмотреть, некоторые цепочки удлинились.
Аграрному сектору Вологодской области справиться с санкционным давлением и выйти на новые рынки помогли эффективные меры господдержки. Предприятия сферы АПК в прошлом году получили в качестве субсидий более 3,5 миллиарда рублей. В этом году, по сообщению регионального правительства, сумму увеличат еще на 100 миллионов рублей. Во многом благодаря этому сельхозпроизводители собрали с вологодских полей рекордные для области 178,5 тысячи тонн зерновых.
Проанализировав ситуацию в регионах, Минсельхоз России предложил расширить меры господдержки для производителей зерна при перевозке злаков железнодорожным транспортом. Это откроет возможности для их доставки в Калининградскую, Ленинградскую, Мурманскую области и Санкт-Петербург.
Россия ввела механизм зернового демпфера 2 июня 2021 года. Его главной особенностью стали "плавающие" пошлины на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя и возврат полученных от них средств на субсидирование сельхозпроизводителей. Размер пошлин обновляется исходя из цен экспортных контрактов, которые регистрируются на Московской бирже.