В Воронеже соединили египетские древности и современное искусство

Необычная выставка-ребус открылась в Областном музее имени И. Крамского. Между самым старым и самым новым экспонатами - примерно четыре тысячи лет. Художница Ирина Затуловская представила свои работы, написанные в течение последних 30 лет, а из фондов музея к ним подобрали "рифмы" - предметы из Древнего Египта. Такой прием позволил создать пространство образов, где каждый посетитель сможет выстроить личный маршрут, размышляя над бренным и вечным, жизнью земной и загробной.
Для выставки соорудили многоярусную пирамиду, которая напоминает и зиккураты - культовые сооружения Междуречья, - и плывущий сквозь время ковчег.
Для выставки соорудили многоярусную пирамиду, которая напоминает и зиккураты - культовые сооружения Междуречья, - и плывущий сквозь время ковчег. / Татьяна Ткачёва/РГ

Проект "Бегство в Египет" был впервые реализован в прошлом году для Государственного музея изобразительных искусств имени А. Пушкина. Посмотрев на мумии и фаюмские портреты - наследие цивилизации, в которой человек так скрупулезно готовился к переходу в вечность, - можно было проследовать к инсталляции Затуловской. Благодаря ее творческой воле вторая или даже третья жизнь дарована черепкам, обломкам, ржавым крышкам, лоскуткам, кускам потрескавшейся фанеры... Став фоном для живописи, этот, по обыденным меркам, хлам превращается в произведение искусства. Для выставки соорудили многоярусную пирамиду (напоминающую одновременно зиккураты - культовые сооружения Междуречья - и плывущий сквозь время ковчег). На ней рядом с работами Ирины расположили предметы из ГМИИ: обломки статуэток и масок, папирус и модель жертвенника.

В Воронеже эту часть экспозиции полностью заменили. Ведь музей имени И. Крамского имеет свою, старейшую в стране, коллекцию египетских древностей. На вершине пирамиды здесь восседает "местный" сфинкс, на ее гранях расположены контейнеры с женскими украшениями и скульптурами предков. Самый "пожилой" экспонат - неброская гирька, сделанная в XIX веке до нашей эры. Простая утилитарная вещь, пролежавшая тысячи лет в песках. Вечность доступна всему, что одушевляет своим творческим восприятием человек. Затуловская, например, "мумифицировала" стертые, верой и правдой послужившие ей кисти. На корме ковчега гостей встретят "Лев во гробе", нарисованный на осколке античной керамики, почти бестелесная Мария Египетская и даже "Тьма египетская" на куске филенки.

Искать прямые переклички между современной и древней частями выставки, пожалуй, не стоит. Эти переклички скорее объявятся в воображении зрителей - в зависимости от их эрудированности. Тряпичный квадратик с женщиной, стирающей целлофановый пакет, вызовет в памяти полуистлевшие погребальные одежды или фрески с согбенными египетскими тружениками. Обнаженные пловчихи в бирюзовом море окажутся родными сестрами... косметической ложки из ГМИИ, ручка которой сделана в форме стройной девушки.

- Человеческая жизнь такая хрупкая, а предметы иногда переживают нас. И мы видим удивительные вещи из алебастра, из глины, из ткани, которые не должны вроде бы пережить человека, а все-таки переживают. Видим вещи, которые носили древние египтяне. Наверное, искусство для того и придумано, чтобы эту хрупкость как-то преодолевать, - сказала Ирина Затуловская на открытии выставки в Воронеже.

Став фоном для живописи, этот, по обыденным меркам, хлам превращается в искусство

Увидеть "Бегство в Египет" можно до 9 апреля.

Тем временем

Более 50 пейзажей воронежского живописца Сергея Бруданина доступно в музее имени И. Крамского до 26 марта. "Открытые пространства" посвящены родной земле, на которую автор взирает без розовых очков, но и без осуждения. Его кисть схватывает заснеженные или раскисшие поля, безликие гаражи и сараи, покосившиеся изгороди, лужи на грунтовой дороге, смятую солому и непролазную грязь, которую он иногда зачерпывает горстью и, смешав с клеем ПВА, кладет на холст. Бруданин работает сторожем в сельской школе близ Воронежского заповедника и пишет окружающий его мир (неяркий, но одухотворенный) на подручных материалах: старых досках, фанерных сиденьях от стульев, крышках от кадушек. Исторические шрамы, сколы, трещины на этих поверхностях становятся для него полноправным выразительным средством.