Да что там молодежь! Придешь на рядовое заседание какого-нибудь совета директоров, и уши вянут. Заседание там называется почему-то митингом. Что такое "заапрувить роадмап"? А "аттач", "пушить", "таск-треккер"? Без переводчика нормальному человеку никуда. То ли эти отутюженные тетеньки и дяденьки выпендриваются друг перед другом, то ли серьезно больны.
Та же история в подворотне. Теперь уже подростковый мат заменяется на "кринж", "хайп", "чилить" и мой любимый "респект". Хотя справедливости ради мат все равно присутствует. Он сильнее всякой заграничной дряни. Впитан с молоком и папашиной водкой прямо в семье.
Ольга Юрьевна Богданова необыкновенный учитель английского языка. Получила блестящее образование в сфере бизнеса. По-английски шпарит лучше дикторов Би-би-си (там сейчас берут картавых индусов и черт знает кого - толерантность). Работала в аппарате губернатора. Могла сделать политическую карьеру, но вернулась в родной Задонск. Воспитывает троих детей. Одна. И преподает в двух школах. А иначе не прожить. Одна из школ в соседнем селе Паниковец. Куда я и направился.
Классическая сельская школа на 109 учеников. Пара школьных автобусов. Линейка, подъем флага. Детские рисунки с английскими буквами алфавита Z и V. Раньше здесь преподавали только немецкий. Потому что единственная учительница по иностранному была. А потом как поступать в университет? Второй год ассортимент знаний расширен.
Сидим у директора школы Юлии Александровны Глазковой. Пьем чай. Не английский. И сласти местные - задонские. И пастила, и "паренка" (цукаты из тыквы). Кстати, о сластях. Когда зашла "англичанка", у меня чуть дыхание не сперло. Представлял старую грымзу, которая борется с прогрессом. Хочет перекроить молодежную субкультуру по своему образу и подобию. А тут спортивная красивая девушка. Да я б за такой нормы ГТО побежал сдавать, если бы не был "олдом" (старым).
- Зачем вам все это? - задаю с ходу вопрос.
- Как зачем? Я люблю русский язык. Русскую литературу, культуру. Мне больно слушать на переменках, как коверкают язык Льва Толстого и Федора Достоевского.
- Ну, положим, теперь языком этих великих классиков никто и не пользуется в быту. А то в сумасшедший дом упекут.
- И все же надо что-то делать, - не унималась молодая "англичанка".
Признаюсь, у меня закралось сомнение. А не пиар ли это (еще один англицизм). Ведь самая читаемая газета "Задонская правда" уже посвятила молодой учительнице целую полосу. А там гранты пойдут. Слава, почет… Ничуть не бывало! Забегая вперед, скажу, что я провел целый день с Ольгой Юрьевной, и ни одного прокола. Ни словечка фальши. А мы, журналисты, если нам денег не платят, очень чувствительны к правде.
- И я поддерживаю нашу коллегу, - говорит директор Юлия Александровна. - Мой сын приходит и говорит на этом непонятном языке. Я ему: чего матом ругаешься?
Стали спорить. Да так, что чуть чай из чашек не выплескивался. Я им:
- Русский язык развивается самостоятельно! Даже кофе сейчас среднего рода! - убеждаю я преподавателей.
- Если мы не будем бороться за чистоту языка уже в школе, то русский язык превратится в абракадабру.
- Я учился у самого Розенталя Дитмара Эльяшевича! Он всегда был за эксперименты!
- Сейчас не время для экспериментов. Нам бы Россию защитить…
Что верно, то верно. Защитить. Но язык тут нужен компьютерный. А он ведь на латинице.
В чем, собственно, заключается проект Ольги Богдановой? Читать лекции молодежи о чистоте русского языка бесполезно. Заснут. Ольга придумала снимать крохотные ролики. И размещать их на странице "ВКонтакте". Пока роликов с десяток. Да и подписчиков всего 123. Теперь уже 124. Я подписался.
Был свидетелем записи одного из микропроизведений. Ольга Юрьевна и сценарист, и режиссер, и оператор. Сюжет прост до безобразия. Сидит десятиклассница Ольга Галкина. Глядит задумчиво в окно. Считает галок. Тут семиклассник Степан Бурлак спрашивает:
- Че за странный муд? Давай, взбодрись!
- У меня не муд, а настроение! - ответствует правильная девочка.
Дублей пять снимали. Вроде родился ролик. А еще был ролик, когда учительница, желая стать ближе к ученикам, произносит слово "респект" в их адрес. А ученики убегают в панике от нее.
- Ну как? - не без гордости спрашивает директор Юлия Александровна.
- Не хватает драйва. По драматургии хорошо бы отбуцать училку, а не убегать.
Задонск город милый. Три монастыря, один другого краше. Семь холмов, как в Москве. И величавая река Дон. Кстати, именно тут находится Кудыкина гора. Журналист Александр Косякин создал Музей прессы. Вся история нашей страны в самодельной скульптуре. Сейчас в музее потолки текут. Экспонаты плесневеют. Как и вся бумажная пресса.
И еще одна достопримечательность: "англичанка", которая борется с англицизмами.
Весь день до поезда я пытался объяснить Ольге Юрьевне, что русский язык не нуждается в защите. Наоборот, весь мир его боится. Вот у меня друзья в Турции отдали своего отпрыска в частную турецкую школу. Через месяц все турецкие первоклашки бодро изъяснялись на русском. Только наш ленивец так турецкий и не выучил. Теперь в турецких школах негласный закон: не больше двух русских на класс!
Зашли в храм. Я там свои ставлю свечки. А кому она ставила - дело секретное. Только не Кириллу и Мефодию. Их икон в храме нет. Еще не написали.
Я люблю русский. Я люблю английский. Я люблю молодых учительниц, которые, жертвуя звездной карьерой, идут в сельскую школу. Но только в этой своей заметке я насчитал ровно 223 заимствованных из иных языков слова. Русскоязычная общность сама определяет, как ей быть. Вот в Белгороде была такая программа "Мат - не наш формат!". Боролись с ненормативной лексикой аж 10 лет. И что? Мат жив. Особенно если где-то бабахнет.
Дорогая Ольга Юрьевна! Конечно, надо бороться за чистоту родного языка. Вот только в английском свыше ста устоявшихся выражений из русского. Да французских слов не меньше. А ничего, живут англичане и не думают о будущем нации. Во всяком случае, вам спасибо, Ольга Юрьевна. Точнее, респект и уважуха!
Словарик англицизмов от Ольги Богдановой:
Русский язык: с шестого места - на десятое
Число владеющих русским языком в мире упало до 222 млн человек к началу 2023 г. Максимальным оно было в 1990 г. (312 млн) , но с тех пор сократилось на 27%, подсчитал исследователь из Госинститута русского языка Александр Арефьев. Русский сместился с 6 на 10 место в мире по числу носителей. Если в 1990 г. на нем говорило 5,9% населения мира, то сейчас - только 2,8%. На 51 млн (42%) сократилось число русскоговорящих в странах СНГ, а в Восточной Европе их стало меньше на 84%.