У российских предпринимателей есть "золотой час"

Отечественный рынок планирует привлекать зарубежные инвестиции. Для этого кабмин предлагает ослабить ограничения для иностранных инвесторов, пришедших в Россию после 24 февраля 2022 года. Как это повлияет на рынок?

Сейчас, когда правила игры меняются, Россия хочет отойти от экономической модели с главным акцентом на сырье. Фокус перемещается на производство товаров с высокой добавленной стоимостью.

Однако новая экономическая траектория требует иностранных инвестиций. Кроме финансов, они могут приобрести формат обмена знаниями и опытом, ведь у нашей страны пока нет крепкой практической базы для производства определенных товаров.

Благодаря зарубежным инвестициям отечественный рынок сможет пройти путь технологического развития намного быстрее, чем без них, что сделает Россию более конкурентоспособной на мировой арене.

По прогнозам экспертов, уже в 2023-2024 годах можно ожидать "потепления" инвестиционного климата, которое приведет и к постепенному наполнению российского рынка иностранными компаниями. Поэтому именно сейчас у российских предпринимателей есть "золотой час": они могут успеть закрепить свои позиции на рынке для долгосрочной перспективы.

Особенно это касается ниш, где до сих пор наблюдается определенный дефицит качественных предложений: спортивные и детские товары, бытовая техника. Согласно данным статистики, сейчас российские компании уже заполняют "пробелы": производство одежды в 2022 году выросло в России на 42 процента, а выпуск лекарств - на 15 процентов.

Однако после заполнения рынка иностранными компаниями ситуация изменится. Конкуренция увеличится в разы. И это заставит бренды не только снижать цены, но и повышать качество, чтобы бороться за потребителя.

Сейчас выход зарубежных брендов на наш рынок обусловлен наличием удачного или неудачного опыта у конкурентов. То есть иностранные марки пока будут наблюдать, пойдет ли бизнес у других продавцов аналогичного сегмента, и уже на основе этого принимать решение. На такой анализ нужно время, поэтому масштабного появления конкурентов до конца года ждать не стоит - только первопроходцев.

Производство одежды в 2022 году выросло в РФ на 42, выпуск лекарств - на 15 процентов

В этот "золотой час" стоит напомнить и об актуальности социальной ответственности бизнеса. Государство активно поддерживает компании, не только нацеленные на получение прибыли, но и делающие весомый общественный вклад. Например, это могут быть вложения в важные разработки и исследования, программы и проекты для поддержки сотрудников и их семей.

Для стимулирования социальных инициатив может появиться ежегодная нефинансовая отчетность для предприятий (пока для крупных). В ней будет рассказываться о том, что та или иная компания сделала для общества, для конкретного поселка, города, региона, для своей страны.

Резюмируя, хочу отметить, что сегодня для бизнеса как никогда важным остается изучение новых рынков, анализ и прогнозирование выхода на них со своими товарами и услугами. Речь может идти и о совсем новых продуктовых линейках, которые не были представлены в этой стране ранее. Такие предложения должны быть интересны и потребителям, и зарубежным инвесторам. Новые предложения помогут отечественным компаниям успеть занять востребованные ниши до наплыва конкурентов.